Мы продолжаем тему имен и образов Великого канона святого Андрея Критского, который замыслил в нем «привести души наша к подобию праведных боголюбивых деяний, избегая лукавых грехов». Вспомним тех, кому должно «поревновать» и тех, дел которых нужно «отвращаться». Сегодня мы говорим о чтениях Великого канона во вторник первой седмицы Великого поста.
Вторник
Песнь 1
Каиново прешед убийство, произволением бых убийца совести душевней, оживив плоть и воевав на ню лукавыми моими деяньми. [Превзойдя Каиново убийство, сознательным призволением, через оживление греховной плоти, я сделался убийцею души, вооружившись против нее злыми моими делами.] (Быт. 4, 8)
Имя старшего сына Адама и Евы братоубийцы Каина славянам знакомо хорошо. Почему славянам? Оно породило слова и понятия с определенным смыслом, которые ныне живут в нашем языке, и мы не всегда их примечаем: окаянный (как Каин), каяться (видеть свой грех и хотеть от него избавиться), раскаяться (отойти от Каина)… Имя каин стало нарицательным для злобного, завистливого человека, способного на подлости по отношению к самым близким людям. А еще в истории Каина есть такой момент: он приносил Богу жертву не с любовью, поэтому без тщания, небрежно, не выбирая лучшее, что есть у него. Интересно то, что говорит Господь Каину, ожидая его покаяния: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4,7) – не дай победить себя, удержись от греха.
Авелеве, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния Божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго. [Авелевой праведности, Иисусе, я не подражал, никогда не приносил Тебе приятных даров, ни дел богоугодных, ни жертвы чистой, ни жизни непорочной.] (Быт. 4, 4)
Мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшему брату, встречается и в других местах Библии — в историях Исава и Иакова, Иосифа и его одиннадцати старших братьев, Давида и его старших братьев. Авель является первым в этом ряду. А жертва наша Богу – «дух сокрушен» (Пс.50), жизнь безгрешная и добрые дела. И, конечно, любовь, благодарность и благоговение к Творцу!
Яко Каин и мы, душе окаянная, всех Содетелю деяния скверная, и жертву порочную, и непотребное житие принесохом вкупе: темже и осудихомся. [Как Каин, так и мы, несчастная душа, принесли Создателю всего жертву порочную — дела нечестивые и жизнь невоздержанную: поэтому мы и осуждены.] (Быт. 4, 3-5).
Тема невоздержания – важная для христианина. Именно оно зачастую является причиной натаптывания греховной тропы. Так пусть же образ Каина служит нам примером удержания, чтобы не стать «окаянными»!
Песнь 2
Сшиваше кожныя ризы грех мне, обнаживый мя первыя боготканныя одежды. [«Кожаные ризы» сшил мне грех, сняв с меня прежнюю Богом сотканную одежду.]
«Кожные ризы» — ныне наше тело, никогда не бывающее нам помощником в делах духовных. Это наше наследие, и «плотяная» тема еще не раз поднимется св.Андреем Критским (см.далее).
Обложен есмь одеянием студа, якоже листвием смоковным, во обличение моих самовластных страстей. [Облекся я одеянием стыда, как листьями смоковницы, во обличение самовольных страстей моих.] (Быт. 3, 7)
Деревья в Священном Писании часто символизируют человека. Смоковница же знаменует род человеческий. Это третье дерево, появляющееся в Ветхом Завете с наименованием. Сладок плод смоковницы, дающей фиги (или смоквы, или инжир), но ее листья грубые, годны только к сожжению. «Листья смоковные» — образ законного стыда, вложенного Богом в наш дух – совести, присущей любому человеку на земле независимо от вероисповедания. Но не прикроет совесть содеянного во грехе!
Одеяхся в срамную ризу и окровавленную студно течением страстнаго и любосластнаго живота. [Оделся я в одежду, постыдно запятнанную и окровавленную нечистотой страстной и сластолюбивой жизни.]
Продолжается «плотяная» тема. «Срамная риза» — уже ставшая плотяной душа, поучаемая телом и сама сросшаяся со страстями и даже не замечающая их чуждости. Поэтому ни в одной святоотеческой книге мы не увидим любви к телу и его ублажению.
Впадох в страстную пагубу и в вещественную тлю, и оттоле до ныне враг мне досаждает. [Подвергся я мучению страстей и вещественному тлению, и оттого ныне враг угнетает меня.]
Украсих плотский образ скверных помышлений различным обложением, и осуждаюся. [Украсил я кумир плоти разноцветным одеянием гнусных помыслов и подвергаюсь осуждению.]
Тело уже становится нашим кумиром: мы тратим время, силы, средства для его различных пожеланий, чтобы оно покоилось и ни в чем не нуждалось. «Не сотвори себе кумира» — вторая Заповедь Божия — попирается нами без размышлений и огорчений через телолюбие. Что за это нас ждет – св.Андрей пророчит осуждение.
Внешним прилежно благоукрашением единем попекохся, внутреннюю презрев Богообразную скинию. [Усердно заботясь об одном внешнем благолепии, я пренебрег внутренней скинией, устроенной по образу Божию.]
Под внутренней скинией подразумевается наш дух, прижатый нашим разросшимся тучным кумиром – телом и его прислужницей душой. Об этом подробно говорит святитель Феофан в своих известных письмах о духовной жизни («Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться»). Дух наш «презренный» (т.е. присмотра, попечения и заботы), без связи с Тем, с Кем он должен быть постоянно, мечется, буйствует, не находя покоя.
Погребох перваго образа доброту, Спасе, страстьми, юже яко иногда драхму взыскав, обрящи. [Засыпал страстями красоту первобытного образа, Спаситель; ее, как некогда драхму, Ты взыщи и найди.] (Лк. 15, 8)
Драхма – образ из притч Самого Спасителя. Помните, как не могла успокоиться женщина, потерявшая монетку и как радовалась ее обретению? Св.Андрей нас призывает молить Господа вернуть нам первозданное устроение, когда все в нас на своих местах: тело слушается души, руководимой духом, пребывающим непрестанно в богообщении.
Согреших, якоже блудница вопию Ти: един согреших Тебе, яко миро, приими, Спасе, и моя слезы. [Согрешил, и, как блудница, взываю к Тебе: один я согрешил пред Тобою, приими, Спаситель, и от меня слезы вместо мира.] (Лк. 7, 37-38)
Очисти, якоже мытарь вопию Ти, Спасе, очисти мя: никтоже бо сущих из Адама, якоже аз, согреших Тебе. [Умилостивись, как мытарь, взываю к Тебе, Спаситель, смилуйся надо мною: ибо как никто из потомков Адамовых я согрешил пред Тобою.] (Лк. 18, 13)
Традиционные образы силы и глубины покаяния, об этом мы уже говорили, но в силу яркости этих примеров (вместе с сюжетом благоразумного кающегося разбойника) они будут повторяться вновь и вновь, как в Великом каноне, так и в других молитвах (например, подготовительных к Причастию).
Песнь 3
При Нои, Спасе, блудствовавшыя подражах, онех наследовах осуждение в потопе погружения. [Я подражал, Спаситель, развращенным современникам Ноя и наследовал осуждение их на потопление в потопе.] (Быт. 6, 1-17)
История Ноя нам хорошо известна, а в этом стихе вспоминается сила его воздержания от греха, когда вокруг все живет и «наслаждается» жизнью и «берет от нее все».
Хама онаго душе, отцеубийца подражавши, срама не покрыла еси искренняго, вспять зря возвратившися. [Подражая отцеубийце Хаму, ты, душа, не прикрыла срамоты ближнего с лицом, обращенным назад.] (Быт. 9, 22-23)
Мы прекрасно знаем, кто такие хамы, не любим их, но сами не прочь «отхамиться» в ответ (природа такова). Многие даже знают историю первого Хама. Но всем ли известно, как его называют свв.отцы? Св.Андрей нам напоминает: отцеубийцей. Хама не перехамить, а вот душе своей навредить можно. А св.Андрей идет дальше – даже если ты не попытался прикрыть грех другого (не то, что даже осудить, а вообще как бы не заметить), то тогда ты сам хам. Открывать грех ближнего (рассказывать о нем, обсуждать) – самому грешить.
Запаления, якоже Лот, бегай, душе моя, греха бегай Содомы и Гоморры, бегай пламене всякаго безсловеснаго желания. [Беги, душа моя, от пламени греха; как Лот; беги от Содома и Гоморры; беги от огня всякого безрассудного пожелания.] (Быт. 19, 15-17)
Об этом – см. первую часть «Имена Великого канона».
Песнь 4
Бди, о душе моя, изрядствуй якоже древле великий в патриарсех, да стяжеши деяние с разумом, да будеши ум, зряй Бога, и достигнеши незаходящий мрак в видении, и будеши великий купец. [Бодрствуй, душа моя, будь мужественна, как великий из патриархов, чтобы приобрести себе дело по разуму, чтобы обогатиться умом, видящим Бога, и проникнуть в неприступный мрак в созерцании и получить великое сокровище.] (Быт. 32, 28)
Речь идет об Иакове, сыне жертвенного Исаака, отце Иосифа и его 11 братьев – родоначальников колен израильских. Ранее мы говорили о нем в связи с его необычным сном о Лествице (о ней св.Андрей снова заговорит в следующем стихе), его двух женах – Лии (образ деяний) и Рахиль (образ разумения). Этот стих нам напоминает о важности духовного мужественного постоянного бдения и ведения наших земных дел «по разуму» — с обдумыванием, чтобы в «суете не осуетиться» и не потерять Бога. Второй образ этого стиха – великий купец из притчи Спасителя о Царствии Небесном, приобретший сокровище. Уже упоминаемый нами свт.Феофан Затворник называет этим сокровищем благодать Божию, которую (по словам прп. Серафима Саровского) христиане призваны стяжать в своей жизни.
Дванадесять патриархов великий в патриарсех детотворив, тайно утверди тебе лествицу деятельнаго, душе моя, восхождения: дети, яко основания, степени яко восхождения, премудренно подложив. [Великий из патриархов, родив двенадцать патриархов, таинственно представил тебе, душа моя, лестницу деятельного восхождения, премудро расположив детей как ступени, а свои шаги, как восхождения вверх.]
Исава возненавиденнаго подражала еси, душе, отдала еси прелестнику твоему первыя доброты первенство и отеческия молитвы отпала еси, и дважды поползнулася еси, окаянная, деянием и разумом: темже ныне покайся. [Подражая ненавиденному Исаву, душа, ты отдала соблазнителю своему первенство первоначальной красоты и лишилась отеческого благословения и, несчастная, пала дважды, деятельностью и разумением, поэтому ныне покайся.] (Быт. 25, 32; 27, 37. Мал. 1, 2-3)
Новый отрицательный образ – Исав, старший брат-близнец упомянутого Иакова.
Библейская энциклопедия: Исав — сын Исаака и Ревекки, старше своего близнеца Иакова (родился первым); он продал своё первородство за похлебку из красной чечевицы брату Иакову, почему и получил имя Едом, т.е красный (Быт. 25:30; Евр. 12:16). Был похотлив, имен много жен из язычниц и не мешал им славить их богов.
Св.Андрей нам напоминает, что мы как Исав, не имея «мудрых жен» – духовного делания и размышления, удаляемся от Бога. И предостерегает нас от дальнейшего чрез это падения в сладострастные грехи – смотрим далее:
Едом Исав наречеся, крайняго ради женонеистовнаго смешения: невоздержанием бо присно разжигаемь и сластьми оскверняемь, Едом именовася, еже глаголется разжжение души любогреховныя. [Исав был назван Едомом за крайнее пристрастие к женолюбию; он непрестанно разжигаясь невоздержанием и оскверняясь любострастием, назван Едомом, что значит — «распаление души грехолюбивой».] (Быт. 25, 30)
Иова на гноищи слышавши, о душе моя, оправдавшагося, того мужеству не поревновала еси, твердаго не имела еси предложения во всех, яже веси, и имиже искусилася еси, но явилася еси нетерпелива. [Слышав об Иове, сидевшем на гноище, ты, душа моя, не подражала ему в мужестве, не имела твердой воли во всем, что узнала, что видела, что испытала, но оказалась нетерпеливою.] (Иов. 1, 1-22)
Знакомый образ, не требующий толкования, но приобретения нами – терпения. Иову многострадальному св.Андрей посвящает много строк, призывая нас вспоминать о нем в наших жизненных теснотах.
Иже первее на престоле, наг ныне на гноище гноен, многий в чадех и славный, безчаден и бездомок напрасно: палату убо гноище и бисерие струпы вменяше. [Бывший прежде на престоле, теперь — на гноище, обнаженный и изъязвленный; имевший многих детей и знаменитый, внезапно стал бездетным и бездомным; гноище считал он своим чертогом и язвы — драгоценными камнями.] (Иов. 2, 11-13)
Песнь 5
Моисеов слышала еси ковчежец, душе, водами, волнами носимь речными, яко в чертозе древле бегающий дела, горькаго совета фараонитска. [Ты слышала, душа, о корзинке с Моисеем, в древности носимом водами в волнах реки, как в чертоге, избегшем горестного последствия замысла фараонова.] (Исх. 2, 3)
Пятая и шестая песни посвящены Моисеовым историям. В первом стихе св.Андрей напоминает нам о том, что не раз пытался Господь донести до Своих слушателей: не «пецытеся», полагайтесь во всем на волю Божию, Его мудрый и только полезный нам Промысл, принимайте все, что с вами происходит, как Его заботу о нас. А вот что это за «совет фараонский» — хорошо бы каждому домыслить самому. Попробуем? В конце статьи – ответ, чтобы проверить себя.
Аще бабы слышала еси, убивающыя иногда безвозрастное мужеское, душе окаянная, целомудрия деяние, ныне, яко великий Моисей, сси премудрость. [Если ты слышала, несчастная душа, о повивальных бабках, некогда умерщвлявших новорожденных младенцев мужского пола, то теперь, подобно Моисею, млекопитайся мудростью.] (Иск. 1, 8-22)
Надеемся, что вы прочитали этой стих и продолжаем: а как же ее, премудрость, «ссать» (сосать)? Источник понятен – Бог, но и самому потрудиться нужно – кто за нас будет делать «сосательные движения»? Святые отцы советуют ежедневно упражняться в чтении Святого Евангелия, других богодухновенных книг – с обязательным разумением через размышление. Свт. Феофан нам, как младенцам (кто же еще сосет молоко!), «разжевывает», как читать с размышлением: «Читать надо не затем, чтобы память набивать разными сведениями и понятиями, а затем, чтобы получить назидание и уразуметь, как исполнить получше то, что нужно для нас… Для того читать надо немного, но всякое вычитанное положение доводить до чувства посредством долгого к нему внимания» (Письмо 33, с.127). Он еще советует записывать, что велит Господь, соотносить это с собой, подумать, что можем сделать и как; и помолиться об этом – «Помоги сделать это, Господи!»
Яко Моисей великий египтянина, ума уязвивши окаянная, не убила еси, душе; и како вселишися, глаголи, в пустыню страстей покаянием? [Подобно великому Моисею, поразившему египтянина, ты, не умертвила, несчастная душа, гордого ума; как же, скажи, вселишься ты в пустыню от страстей через покаяние?] (Исх. 2, 11-12)
Пустыня страстей – наша жизнь, и следует нам, как великому Моисею, идти «над ней», не впадая в грехи народа израильского…
В пустыню вселися великий Моисей; гряди убо, подражай того житие, да и в купине Богоявления, душе, в видении будеши. [Великий Моисей поселился в пустыне; иди и ты, душа, подражай его жизни, чтобы и тебе увидеть в терновом кусте явление Бога.] (Исх. 3, 2-3)
… чтобы как венец – узреть Бога в Царствии Обетованном. И выход из этой пустыни тоже указывает святой пастырь Критский – тернистый путь покаяния.
Моисеов жезл воображай, душе, ударяющий море и огустевающий глубину, во образ Креста Божественнаго: имже можеши и ты великая совершити. [Изобрази, душа, Моисеев жезл, поражающий море и огустевающий глубину, в знамение Божественного Креста, которым и ты можешь совершить великое.] (Исх. 14, 21-22)
Как Моисей своим жезлом творил чудеса в пустыни, так и мы Крестом Христовым можем и защищать себя, и путь расчищать, и чудеса творить (главные наши чудеса – изменение души своей, поросшей «пустынными колючками»).
Аарон приношаше огнь Богу непорочный, нелестный; но Офни и Финеес, яко ты душе, приношаху чуждее Богу, оскверненное житие. [Аарон приносил Богу огонь чистый, беспримесный, но Офни и Финеес принесли, как ты, душа, отчужденную от Бога нечистую жизнь.] (1 Цар. 2, 12-13)
Три имени: первое положительное, остальные – отрицательные. Да не будем и мы отчуждены от Бога! Аарон — брат и помощник Моисея, хорошо владеющий речью (в славянском варианте — краснобай) в отличие в этом несколько ущербного косноязычного Моисея. Но не такой стойкий, как он, поэтому когда Моисей был на горе Синай (получал скрижали Завета), то народ израильский впал в язычество.
Библейская энциклопедия:
Офни и Финеес — сыновья первосвященника Илия, который и судьей над всем Израилем, но не мог управиться с собственным домом. Любя мир и покой, он не пользовался своей властью, чтобы исправлять дурные наклонности и привычки своих детей. Илий оказался в подчинении у собственных сыновей. В результате Офни и Финеес к своему служению в святилище относились как к чему-то обыденному. Илий не сделал ничего, чтобы привить им уважение к собственному авторитету и почтение к священнодействиям в Скинии. Он любил своих детей слепой любовью. Непочтительность, проявленная сыновьями Илия, вскоре стала заметна для всего народа. Они «отвращали от жертвоприношений Господу» (1 Цар. 2,17). Возмущенные развращенностью Офни и Финееса, многие израильтяне перестали приходить к назначенному для богослужения месту. Своим легкомысленным отношением к богослужению и необузданностью они навлекли на себя и на своего слабовольного отца погибель.
Песнь 6
В Шестой песне вторника мы «идем» с еврейским народом в пустыню в 40-летнее странствие под предводительством Моисея.
Волны, Спасе, прегрешений моих, яко в мори Чермнем возвращающеся, покрыша мя внезапу, яко египтяны иногда и тристаты. [Волны грехов моих, Спаситель, обратившись, как в Чермном море, внезапно покрыли меня, как некогда египтян и их всадников.] (Иск. 14, 26-28; 15, 4-5)
Образ волны в море житейском – типичный образ святоотеческой литературы. Главное – не захлебнуться и помнить про наш «моисеов жезл».
Неразумное, душе, произволение имела еси, яко прежде Израиль: Божественныя бо манны предсудила еси безсловесно любосластное страстей объядение. [Нерассудителен твой выбор, душа, как у древнего Израиля, ибо ты безрассудно предпочла Божественной манне сластолюбивое пресыщение страстями.] (Чис. 21, 5)
Манна небесная, ежедневно выпадающая как роса для пропитания народа еврейского во время их блуждания в пустыне для очищения от грехов, накопленных в Египте – прообраз Хлеба Животного, Которого мы ждем в гости через Причастие – Христа Спасителя.
Кладенцы, душе, предпочла еси хананейских мыслей паче жилы камене, из негоже премудрости река, яко чаша проливает токи богословия. [Колодцы хананейских помыслов ты, душа, предпочла камню с источником, из которого река премудрости, как чаша, изливает струи богословия,.] (Быт. 21, 25. Исх. 17,6)
Помните вопрос с ответом в конце? В этом стихе — подсказка! «Советы фараонитские» дружны с «мыслями хананейскими».
Свиная мяса и котлы и египетскую пищу, паче Небесныя, предсудила еси, душе моя, якоже древле неразумнии людие в пустыни. [Свиное мясо, котлы и египетскую пищу ты предпочла пище небесной, душа моя, как древний безрассудный народ в пустыне.] (Исх. 16, 3)
Египетская пища – это не просто скоромная еда, а все места, где душа наша может встретить больше соблазнов и быть искушена и … устоит ли? Помните, с чего начинается Божественная Псалтирь? Испытания сами придут, лучше не искать их самому. «Господи, не введи нас во искушение…»
Яко удари Моисей, раб Твой, жезлом камень, образно животворивая ребра Твоя прообразоваше, из нихже вси питие жизни, Спасе, почерпаем. [Как Моисей, раб Твой, ударив жезлом о камень, таинственно предызобразил животворное ребро Твое, Спаситель, из которого все мы почерпаем питие жизни.]
О Теле Христовом мы уже говорили, теперь – о Крови Христовой и ее пустынном прообразе.
Испытай, душе, и смотряй, якоже Иисус Навин, обетования землю, какова есть, и вселися в ню благозаконием. [Исследуй, душа, подобно Иисусу Навину, и обозри обещанную землю, какова она, и поселись в ней путем исполнения закона.]
Св.Андрей напоминает нам о преемнике Моисей Иисусе Навине, завершившем вход евреев в землю обетованную. И помогал ему в этом закон Божий, которому он неизменно следовал (весь псалом 118-й или 17-я кафизма Псалтири – убедительное назидание о важности следования ему не в мелочах, а по сути: «Мир мног любящим закон Твой и несть им соблазна» (Пс.118,165).
Песнь 7
Кивот яко ношашеся на колеснице, Зан оный, егда превращшуся тельцу, точию коснуся, Божиим искусися гневом; но того дерзновения убежавши, душе, почитай Божественная честне. [Когда ковчег везли на колеснице, то Оза, когда вол свернул в сторону, лишь только прикоснулся, испытал на себе гнев Божий, но, душа, избегая его дерзости, благоговейно почитай Божественное. (2 Цар. 6, 6-7)
Вспоминается сюжет прикосновения к святыни (Ковчегу) без должного благоговения Заном (церковнославянский вариант имени) или Озой. Это стоило ему жизни. «Почитай Божественная честне», чтобы избежать вечной погибели. Очень часто мы привыкаем к христианской жизни и теряем благоговение, достодолжный Страх Божий, что пагубно для души.
Слышала еси Авессалома, како на естество воста, познала еси того скверная деяния, имиже оскверни ложе Давида отца; но ты подражала еси того страстная и любосластная стремления. [Ты слышала об Авессаломе, как он восстал на самую природу, знаешь гнусные его деяния, которыми он обесчестил ложе отца — Давида; но ты сама подражала его страстным и сластолюбивым порывам.] (2 Цар. 15, 1-37; 16, 21)
История царя Давида и его сына-бунтовщика Авессалома грустна, но назидательна. От первого революционера – бывшего Десницы Божия – и его преемники никогда не были «от Бога». Мы на примере нашей страны лучше других народов знаем это. «Дерзни, попробуй!», — заманчивый призыв со времен Евы. Нужно устоять, чтобы не оказаться перед смертью без-помощным, как Авессалом, подвешенный за собственные власы на древе.
Покорила еси неработное твое достоинство телу твоему, иного бо Ахитофела обретше врага, душе, снизшла еси сего советом; но сия разсыпа Сам Христос, да ты всяко спасешися. [Свободное свое достоинство ты, душа, подчинила своему телу, ибо, нашедши другого Ахитофела-врага, ты склонилась на его советы, но их рассеял Сам Христос, чтобы ты спасена была.] (2 Цар. 16, 20-21)
Библейская энциклопедия: Ахитофел – советник царя Давида, участвовавший в заговоре против него на стороне сына Давида Авессалома. После победы Давида повесился (прообраз Иуды).
Советы врага важно вовремя распознать – этому учит нас эта история. У нас один советчик – Господь Иисус Христос и все, кто в Его духе советуют.
Соломон чудный и благодати премудрости исполненный, сей лукавое иногда пред Богом сотворив, отступи от Него; емуже ты проклятым твоим житием, душе, уподобилася еси. [Чудный Соломон, будучи преисполнен дара премудрости, некогда, сотворив злое пред Богом, отступил от Него; ему ты уподобилась, душа, своей жизнью, достойной проклятия.] (3 Цар. 3, 12; 11, 4-6)
Пример царя Соломона, получившего в дар от Бога премудрость, какой никогда ни у кого на земле не было до Спасителя, имевшего все, что пожелает, научившегося всем ремеслам и от скуки и томления души не знающего, чем себя занять и упокоить… Образ души, потерявшей веру в Бога и от которой отошла Его благодать.
Сластьми влеком страстей своих, оскверняшеся, увы мне, рачитель премудрости, рачитель блудных жен, и странен от Бога; егоже ты подражала еси умом, о душе, сладострастьми скверными. [Увлекшись сластолюбивыми страстями, осквернился, увы, ревнитель премудрости, возлюбив нечестивых женщин и отчуждившись от Бога; ему, душа, ты сама подражала в уме постыдным сладострастием.] (3 Цар. 11, 6-8)
В этом стихе св.Андрей поясняет причину потери благодати Божией – через своих жен-язычниц сам Соломон отошел от Бога Истинного. Так и мы своими страстями, пристрастиями и греховными привычками отдаляем себя от Бога.
Ровоаму поревновала еси, не послушавшему совета отча, купно же и злейшему рабу Иеровоаму, прежнему отступнику, душе, но бегай подражания и зови Богу: согреших, ущедри мя. [Ты поревновала, душа, Ровоаму, не послушавшему совета отеческого, и вместе злейшему рабу Иеровоаму, древнему мятежнику; избегай подражание им и взывай к Богу: согрешила я, умилосердись надо мною.] (З Цар. 12, 13-14, 20)
История еврейского народа продолжается: речь идет о сыне царя Соломона Ровоаме, не внявшем совету отца об опасном рабе Иеровоаме.
Библейская энциклопедия: Иеровоам был рабом Соломона, поставленным им смотрителем над работами в Иерусалиме. Иеровоам восстал против Соломона, и тот хотел предать его смерти, но Иеровоам сбежал в Египет к Сусакиму. После смерти Соломона Иеровоам лишил Ровоама части владений и стал первым царем Северно-Израильского царства в результате восстания десяти из колен израилевых.
Урок для нас: чьим советам внимать…
Песнь 8
Эта песнь в основном говорит о пророках и об историях, с ними связанных.
Ты Озии, душе, поревновавши, сего прокажение в себе стяжала еси сугубо: безместная бо мыслиши, беззаконная же дееши; остави, яже имаши, и притецы к покаянию. [Соревновав Озии, душа, ты получила себе вдвойне его проказу, ибо помышляешь недолжное и делаешь беззаконное; оставь, что у тебя есть и приступи к покаянию.] (4 Цар. 15, 5. 2 Парал. 26, 19)
Библейская энциклопедия: Ози́я, он же Азария — десятый царь иудейский из дома Давидова, царствовал 52 года с 16 лет. Был благочестивым и богобоязненным царём, удачно воевал с окрестными народами, укрепил Иерусалим. Умер в возрасте 68-ми лет от проказы, постигшей его за то, что возгордился и посягал на священство (собирался кадить в храме и тотчас же там заболел).
Св.Андрей напоминает нам о нем, как о человеке, погубленном своей гордостью и получившем за это наказание еще при жизни. Избежать этого можно только через покаяние, чего Озий не сделал (время на это у него перед смертью было).
Ниневитяны, душе, слышала еси кающыяся Богу, вретищем и пепелом, сих не подражала еси, но явилася еси злейшая всех, прежде закона и по законе прегрешивших. [Ты слышала, душа, о ниневитянах, в рубище и пепле каявшихся Богу; им ты не подражала, но оказалась упорнейшею всех, согрешивших до закона и после закона.] (Иона 3, 5)
Если Озия не покаялся, но целый город, куда был послан пророк Иона (о нем не говорим, история его пребывания в ките всем известна), под угрозой смерти явил нам образ покаяния. Пророку Ионе будет посвящен еще один стих этой песни.
В рове блата слышала еси Иеремию, душе, града Сионя рыданьми вопиюща и слез ищуща: подражай сего плачевное житие и спасешися. [Ты слышала, душа, как Иеремия, в нечистом рве с рыданиями взывал к городу Сиону и искал слез; подражай плачевной его жизни и спасешься.] (Иер. 38, 6)
Библейская энциклопедия: Святой пророк Иеремия, один из четырех великих ветхозаветных пророков, жил за 600 лет до Рождества Христова при израильском царе Иосии и четырех его преемниках. К пророческому служению был призван в 14 лет и 23 года пророчествовал, обличая иудеев за отступление от Истинного Бога и поклонение идолам, предрекая им бедствия и опустошительную войну (что позже «исполнил» Навуходоносор). По преданию, пророк Иеремия взял ковчег Завета со скрижалями и скрыл его в одной из пещер горы Наваф, так что иудеи более не могли его найти (2 Мак. 2). Один из самых «нестандартных» пророков, шокирующих современников своими делами для их вразумления.
Св.Андрей вспоминает плач Иеремии о народе еврейском со дна смрадного рва и призывает нас также взывать к Богу о прощении наших «нечистот».
Даниила в рове слышала еси, како загради уста, о душе, зверей; уведела еси, како отроцы, иже о Азарии, погасиша верою пещи пламень горящий. [Ты слышала, душа, как Даниил во рве заградил уста зверей; ты узнала, как юноши, бывшие с Азариею, верою угасили разожженный пламень печи.] (Дан. 14, 31; 3, 24)
Часто повторяемые сюжеты в канонах: усмиряющий львов пророк Даниил и юноши во главе с Азарией в огненной печи… «По вере вашей да будет вам» (Мф.9,29). «Вера твоя спасла тебя» (Мк.5,34). «Верую, Господи, помоги моему неверию!» (Мк.9,24)
Песнь 9
Христос искушашеся, диавол искушаше, показуя камение, да хлеби будут, на гору возведе видети вся царствия мира во мгновении; убойся, о душе, ловления, трезвися, молися на всякий час Богу. [Христос был искушаем; диавол искушал, показывая камни, чтобы они обратились в хлебы; возвел Его на гору, чтобы видеть все царства мира в одно мгновение; бойся, душа, этого обольщения, бодрствуй и ежечасно молись Богу.] (Мф. 4, 1-9. Мк. 1; 12-13. Лк. 4, 1-12)
Горлица пустыннолюбная, глас вопиющаго возгласи, Христов светильник, проповедуяй покаяние, Ирод беззаконнова со Иродиадою. Зри, душе моя, да не увязнеши в беззаконныя сети, но облобызай покаяние. [Пустыннолюбивая горлица, голос вопиющего, Христов светильник взывал, проповедуя покаяние, а Ирод беззаконствовал с Иродиадою; смотри, душа моя, чтобы не впасть тебе в сети беззаконных, но возлюби покаяние.] (Песн. 2, 12. Ис. 40, 3. Мф. 3, 8; 14, 3. Мк. 6, 17. Лк. 3, 19 -20)
Мы добрались до конца Ветхозаветной истории в Великом каноне чтений вторника. «Горлица пустыннолюбная» – Иоанн Предтеча и его губители Ирод с Иродиадою. Путь спасения от беззаконий, которых нам не избежать по нашей немощи – только через покаяние.
В пустыню вселися благодати Предтеча, и Иудея вся и Самария, слышавше, течаху и исповедаху грехи своя, крещающеся усердно: ихже ты не подражала еси, душе. [Предтеча благодати обитал в пустыне и все иудеи и самаряне стекались слушать его и исповедовали грехи свои, с усердием принимая крещение. Но ты, душа, не подражала им.] (Мф. 3, 1-6. Мк. 1, 3-6)
Первая пустыня, сегодня поминаемая, была пустыней греха, а пустыня в этом стихе – благодатна, потому что это пустыня покаяния, проповеданного Иоанном, Предтечей Господним. Все к нему стекались для исповедания грехов, а мы — как часто и как желанно спешим туда?
Брак убо честный и ложе нескверно, обоя бо Христос прежде благослови, плотию ядый, и в Кане же на браце воду в вино совершая, и показуя первое чудо, да ты изменишися, о душе. [Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их некогда, в Кане на браке вкушая пищу плотию и претворяя воду в вино, совершая первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась.] (Евр. 13, 4. Ин. 2, 1-11)
Первое чудо Христа Спасителя – чудо в Кане Галилейской, здесь несет образ нашего преображения через покаяние (греч. метанойя – изменение).
Разслабленнаго стягну Христос, одр вземша, и юношу умерша воздвиже, вдовиче рождение, и сотнича отрока, и самаряныне явися, в дусе службу тебе, душе, предживописа. [Христос укрепил расслабленного, взявшего постель свою; воскресил умершего юного сына вдовы, исцелил слугу сотника и, открыв Себя самарянке, предначертал тебе, душа, служение Богу духом.] (Мф. 9, 6; 8, 13. Лк. 7, 14. Ин. 4, 7-24)
Чудеса Господа по исцелению разслабленного, слуги сотника, воскрешению сына вдовы и Его исповедание Себя самарянке – образы, данные нам для стремления нашего к очищению себя через покаяние как нашего одного из главных служений Богу.
Кровоточивую исцели прикосновением края ризна Господь, прокаженныя очисти, слепыя и хромыя просветив исправи, глухия же, и немыя, и ничащия низу исцели словом: да ты спасешися, окаянная душе. [Господь исцелил кровоточивую через прикосновение к одежде Его, очистил прокаженных, дал прозрение слепым, исправил хромых, глухих, немых и уврачевал словом скорченную, чтобы ты спаслась, несчастная душа.] (Мф. 9, 20; 11, 5. Лк. 13, 11-13)
Это мы с вами – немощные своими грехами, имеющие только один путь спасения.
Для самопроверки (ответ в конце): «советы фараонитские» и «мысли хананейские» суть помыслы мiрские, уводящие душу от Небесного, спасительного, несуетного, вечного…