В седмицу «стояния прп.Марии Египетской» мы завершаем рассказ о лицах и образах, встречающихся в Великом каноне св.Андрея Критского. Сегодня речь идет о тех, кто упоминается в чтениях четверга первой седмицы Великого поста. А все вместе они вспоминаются на вечернем богослужении в среду пятой седмицы Великого поста, когда прочитывается весь канон св.Андрея и житие прп. Марии Египетской.
Песнь 1
Агнче Божий, вземляй грехи всех, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко благоутробен, даждь ми слезы умиления. [Агнец Божий, взявший грехи всех, сними с меня тяжкое бремя греховное и, как Милосердный, даруй мне слезы умиления.](Ин. 1, 29)
Еще один известный Образ Спасителя, впервые названный пророком Исайей (Ис.53,7), приведшим больше всего мессианских (от слова Мессия) пророчеств об Иисусе Христе (за это его книга не читается в синагогах современными иудеями, ибо читая его пророчества многие приходили ко Христу – становились христианами). В Новом Завете мы находим неоднократные подтверждения этого Образа – Христа, искупающего грехи мира: у апостола Иоанна (Ин.1,29), в послании апостола Петра (1Пет.1,19), а в Откровении (Апокалипсисе) – многократно.
Богатство душевное иждив грехом, пуст есмь добродетелей благочестивых, гладствуя же зову: милости подателю Господи, спаси мя. [Расточив в грехе духовное богатство, я чужд святых добродетелей, но, испытывая голод, взываю: Источник милости, Господи , спаси меня.]
Св.Андрей относит нас к Притче о блудном сыне, сравнивая душу грешника с ним. Богатство душевное – святые добродетели – расточаются, если о них не беспокоиться, не взращивать и не хранить.
Песнь 2
Мужа убих, глаголет, в язву мне и юношу в струп, Ламех, рыдая вопияше; ты же не трепещеши, о душе моя, окалявши плоть и ум осквернивши. [Мужа убил я, сказал Ламех, в язву себе, и юношу — в рану себе, взывал он, рыдая; ты же, душа моя, не трепещешь, осквернив тело и помрачив ум.](Быт. 4, 23)
Вот мы и добрались до упоминаемого ранее второго Ламеха, не отца Ноя.
Библейская энциклопедия: Ламех – сын Мафусаила, одного из допотопных патриархов, отец Иавала, Иувала и Тувал-Каина, и сестры их Ноемы. О нем первом упоминается в Библии, как о лице, имевшем уже двух жен: Аду и Циллу. Его обращение к своим женам (ст. 23, 24) считается древнейший образцом поэзии, дошедший до нашего времени. «Ада и Цилла!», -говорил он, «послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне, и отрока в рану мне. Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (Быт. IV, 18-22, 23, 24).
Текст этот не прост, поэтому давайте познакомимся с комментарием священника Антония Скрынникова: «Сложность понимания этого места связана с несовершенством русского перевода. Известный исследователь Библии Лопухин толкует это место так: «Гораздо труднее вопрос о том, в каком смысле следует понимать всю эту речь Ламеха перед своими женами о каком-то будто бы совершенном им убийстве». Большинство современных экзегетов склоняются, что тут, скорее всего предположительной мотив, а не констатация свершившегося факта. «Я убью!» — дерзко и хвастливо заявляет о себе Ламех. Это становится еще более понятным, если мы учтем, что перед эти его сын принес ему новое орудие убийства – меч. Песнь Ламеха получает значение победного гимна мечу. Восхищенный кровавым изобретением своего сына Тувалкаина, Ламех как бы подходит к своим женам и, потрясая грозным оружием, надменно хвалится перед ними мечом, создающим ему положение деспота и властелина».
Сам св.Андрей разъясняет слова Ламеха так:
О како поревновах Ламеху, первому убийце, душу яко мужа, ум яко юношу, яко брата же моего, тело убив, яко Каин убийца, любосластными стремленьми. [О, как уподобился я древнему убийце Ламеху, убив душу, как мужа, ум — как юношу, и подобно убийце Каину — тело мое, как брата, сластолюбивыми стремлениями.]
Слова Ламеха об убийстве мужа – образ нами же самими убиваемой души, убийства юноши — убийства своего ума, тогда как убийство Каином своего брата Авеля – как образ еще прижизненного умерщвления тела через приучение его к сластям и удовольствиям. Очень полезно перечитывать слова проповеди свт.Димитрия Ростовского в Неделю Страшном Суде (своеобразный диалог души и тела, пререкающихся друг с другом о том, кто виноват за наследование ада – см. сноску в конце статьи). А в интернете сейчас широко пропагандируется противоположная точка зрения, дескать, убивая в себе эмоции, мы губим свою душу. Что же действительно губит силы души? Растрачивание душевных сил на телесное и мiрское — суетное, мелкое, без-полезное с точки зрения вечности.
Столп умудрила еси создати, о душе, и утверждение водрузити твоими похотьми, аще не бы Зиждитель удержал советы твоя и низвергл на землю ухищрения твоя. [Ты умудрилась, душа, устроить столп и воздвигнуть твердыню своими вожделениями, но Творец обуздал замыслы твои и поверг на землю твои построения.](Быт. 11, 3-4)
Этот стих нам вновь напоминает образ привязанности души к земному (образ ставшей навечно земной жены Лота). «Прильпе земли душа моя!» — взывает псалмопевец (Пс.118,25). Очень сложно «отдирать» душу от земных привязанностей, поэтому св.Андрей использует образ смерти безымянной в библейской истории жены Лота (племянника Авраама), при их выходе от места разрушения Богом четырех городов Пентополя (Содома, Гоморры, Адмы и Севоима) (Втор. 29,23; Ос.11,8). Профессор А.П.Лопухин приводит свидетельство древнего историка Иосифа Флавия, согласно которому на один из соляных столбов близ Мертвого моря указывали, как на остатки жены Лота (Иудейские Древн. 1, 11, 4), а современные арабы и доселе называют этим именем соляной столб к востоку от местечка «Усдум», созвучного с библейским «Содомом».
Одожди Господь от Господа огнь иногда на беззаконие гневающее, сожег содомляны; ты же огнь вжегла еси геенский, в немже имаши, о душе, сожещися. [Господь некогда пролил дождем огонь от Господа, попалив неистовое беззаконие содомлян; ты же, душа, разожгла огонь геенский, в котором должна будешь гореть.](Быт. 19, 24)
Как бы нам самим не уподобиться содомлянам, самим в себе разжегшим огонь самоистребления!
Песнь 3
Агаре древле, душе, египтяныне уподобилася еси, поработившися произволением и рождши новаго Исмаила, презорство. [Древней Агари египтянке уподобилась ты, душа, порабощенная своим произволом и родив нового Измаила — дерзость.](Быт. 16, 16)
Тема Агари и Исмаила звучала в чтениях среды. Св.Андрей вновь нам о них напоминает по важности темы этих образов – презорства или дерзости. Мы уже говорили о том, кто был первым дерзким — дерзнувшим подняться против Самого Творца, за что и получил имя «противник». Дерзость – качество, противоположное ревности (не в современном его понимании), а как силы духа человека, его движения к Богу. То есть дерзость и ревность по Богу — это силы, действующие в противоположные стороны. Православный энциклопедический словарь определяет дерзость как «тяжкий грех, проявляющийся в грубых, резких словах, наглых, бесстыдных поступках, вольном, несдержанном поведении». Вот о чем нам говорит пример Исмаила, первого сына Авраама от рабыни Агарь.
Иаковлю лествицу разумела еси, душе моя, являемую от земли к небесем: почто не имела еси восхода тверда, благочестия. [Ты знаешь, душа моя, о лестнице с земли до небес, показанной Иакову; почему же ты не избрала безопасного восхода — благочестия? ] (Быт. 28, 12)
См.первую часть нашего расследования.
Священника Божия и царя уединена, Христово подобие в мире жития, в человецех подражай. [Подражай священнику Божию и царю одинокому Мелхиседеку, образу жизни Христа среди людей в мире.] (Быт. 14, 18. Евр. 7, 1-3)
Об этом важном образе Христа Спасителя мы еще не говорили. Это не весьма ныне популярный в интернете образ «галактического Христа-Мелхиседека», а исторический священник, ставший прообразом Христа во времена Авраама.
Библейская энциклопедия: Мелхиседек, чье имя означает «царь праведности», был царем Салима (Иерусалима) и священником Всевышнего Бога. Мелхиседек и Авраам впервые встретились после победы Авраама над Кедорлаомером и тремя его союзниками. Мелхиседек дал хлеб и вино Аврааму и его усталым воинам, демонстрируя дружбу. Он благословил Авраама во имя Эль-Элиона («Бога Всевышнего») и прославил Бога за то, что Авраам одержал победу в бою (Быт.14,18–20). Авраам преподнес Мелхиседеку десятину со всего, собранного ним. Этим поступком Авраам продемонстрировал, что признал Мелхиседека своим братом-последователем единого истинного Бога, а также священником, имевшим более высокий духовный ранг, чем он сам. В 109 мессианском псалме, написанном царем и пророком Давидом (Мф.22,43), Мелхиседек рассматривается как прообраз Христа. Эта тема повторяется в Послании к Евреям, где и Мелхиседек, и Христос называются царями праведности и мира. Новое священство Христа превосходит старый левитский порядок и священство Аарона (Евр. 7, 1–10). «Клялся Господь и не раскается: Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову» (Пс.109,4). См. также как апостол Павел прилагает иносказательно историю о Мелхиседеке ко Христу в своем послании к евреям (Евр.7).
Обратися, постени, душе окаянная, прежде даже не приимет конец жития торжество, прежде даже дверь не заключит чертога Господь. [Обратись и воздыхай, несчастная душа, прежде нежели кончится торжество жизни, прежде чем Господь затворит дверь брачного чертога.]
См. часть третью нашего расследования.
Не буди столп сланый, душе, возвратившися вспять, образ да устрашит тя содомский, горе в Сигор спасайся. [Не сделайся соляным столпом, душа, обратившись назад, да устрашит тебя пример содомлян; спасайся на гору в Сигор.](Быт. 19, 19-23; 19, 26)
Именно на горе в Сигоре спасался Лот после наказания городов-грешников. Св.Андрей вновь нам напоминает о теме пагубности привязанности души к земному.
Песнь 4
Царским достоинством, венцем и багряницею одеян, многоименный человек и праведный, богатством кипя и стады, внезапу богатства, славы царства, обнищав, лишися. [Человек, облеченный царским достоинством, венцом и багряницею, много имевший и праведный, изобиловавший богатством и стадами, внезапно обнищав, лишился богатства, славы и царства.](Иов. 1, 1-22)
Вновь звучит тема Иова многострадального, как напоминание душе о том, какой она призвана быть, о том, что забота о душевной чистоте – это возвращение ее к первообразу.
Аще праведен бяше он и непорочен паче всех, и не убеже ловления льстиваго и сети; ты же, грехолюбива сущи, окаянная душе, что сотвориши, аще чесому от недоведомых случится наити тебе? [Если он, будучи праведным и безукоризненным более всех, не избежал козней и сетей обольстителя диавола, то что сделаешь, ты, грехолюбивая несчастная душа, если что-нибудь неожиданное постигнет тебя?]
Тема охоты на душу чаще всего поднимается в псалмах (многочисленные образы ловушек, сетей, засад и пр.) Св.Андрей напоминает нам о необходимости помнить и вести невидимую мысленную брань, описанную многими свв.отцами (к примеру, «Невидимая брань» преподобного Никодима Святогорца в переводе свт. Феофана Затворника (см. сноску в конце статьи).
Высокоглаголив ныне есмь, жесток же и сердцем, вотще и всуе, да не с фарисеем осудиши мя. Паче же мытарево смирение подаждь ми, Едине Щедре, Правосуде, и сему мя сочисли. [Высокомерен я ныне на словах, дерзок и в сердце, напрасно и тщетно; не осуди меня с фарисеем, но даруй мне смирение мытаря и к нему причисли, Один Милосердный и Правосудный.]
Самоистукан бых страстьми, душу мою вредя, Щедре, но в покаянии мя приими и в разум призови, да не буду стяжание ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри. [Истуканом я сделал сам себя, исказив душу свою страстями, Милосердный; но прими меня в покаянии и призови к познанию истины, чтобы не сделаться мне добычею и пищею врага; Сам, Ты, Спаситель, умилосердись надо мною.]
Вновь перед нами соляной столп жены Лотовой и св.Андрей добавляет, приводя нам слова молитвы о приведении нас в разум – ибо если мы не стремимся к познанию Бога , самовольно отдаем себя в руки врагов, то разве мы не безумны?
Не послушах гласа Твоего, преслушах Писание Твое, Законоположника, но в покаянии мя приими и в разум призови, да не буду стяжание ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри. [Не послушал я голоса Твоего, нарушил Писание Твое, Законодатель; но прими меня в покаянии и призови к познанию истины, чтобы не сделаться мне добычею и пищею врага; Сам, Ты, Спаситель, умилосердись надо мною.]
Св.Андрей повторяет свою молитву о хранении души от духов злобы – не быть ни пойманной, ни стать им пищей (брашном), в противоположность тому, как Христово брашно было исполнение воли Отца Его. И Сам Он призывал Своих учеников радеть «не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную,… и делать брашно не гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный(Ин.6,27).
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6,33). Много ли же места в своей жизни мы отводим духовному?
Песнь 5
Низу сничащую подражай, о душе, прииди, припади к ногама Иисусовыма, да тя исправит, и да ходиши право стези Господни. [Подражай, душа, скорченной жене, приди, припади к ногам Иисуса, чтобы Он исправил тебя и ты могла ходить прямо по стезям Господним.](Лк. 13, 11-13)
Снова перед нами пример скорченной женщины, припавшей за спасением к ногам Господа Иисуса Христа. Образ исправления нашего пути от «скорченного» к прямому (вспомним слова проповеди Иоанна, Предтечи Господня: «прямыми сделайте стези Ему» (Мк, 1,3), для лучшего понимания чуть добавим – «к Нему»). Об этом тоже, говорит св.Андрей, надо молить Господа.
Аще и кладязь еси глубокий, Владыко, источи ми воду из пречистых Твоих жил, да, яко самаряныня, не ктому пияй, жажду жизни бо струи источаеши. [Если Ты — и глубокий колодец, Владыко, то источи мне струи из пречистых ребр Своих, чтобы я, как самарянка, испив, уже не жаждал, ибо Ты источаешь потоки жизни.](Ин. 4, 11-15)
Вспоминается сюжет разговора Спасителя с Фотиной самарянкой о Воде, текущей в жизнь вечную. Тема важна для нашего спасения, не случайно пятая неделя по Пасхе называется в церковном календаре «Неделею о самаряныне».
Библейская энциклопедия: Самаряныня — жительница Самарии на севере Израиля, у которой Христос попросил воды у колодца возле города Сихарь (или Сихем), вопреки иудейскому обычаю не общаться с самарянами, исповедовавшими другую веру. Этим Он удивил женщину и побудил её на беседу с Ним. Господь открыл самарянке её тайные грехи и этим заставил в них покаяться. Благодаря проповеди самарянки множество жителей Самарии уверовали в Христа (Ин.4,1-42). После вознесения Спасителя Фотиния продолжила проповедь о Нём среди язычников. Вместе со своими сыновьями и сёстрами приняла мученическую смерть в Риме во времена правления жестокого императора Нерона, в 66 году н.э.
Чему нас учит этот сюжет? О важности присутствия в нашей жизни Источника божественных истин и следования им.
Еще один вопрос – о кладезях и студенцах или о том, откуда питаем душу свою. И те, и другие – колодцы, только из одних – Живая вода, мудрость, Свет, а другие – «студенцы (сравните: студ, стыд,постылый,студёный) истления» (Пс.54,24).
Силоам да будут ми слезы моя, Владыко Господи, да умыю и аз зеницы сердца, и вижду Тя, умна Света превечна. [Силоамом да будут мне слезы мои, Владыко Господи, чтобы и мне омыть очи сердца и умственно созерцать Тебя, Предвечный Свет.](Ин. 9, 7)
Сюжет – исцеление слепого, того, которого Господь для завершения исцеления послал в источник Силоам, в переводе с еврейского означающий «посланный» (чему посвящена шестая Неделя по Пасхе). Св. Андрей говорит нам о том, что для нас этим исцеляющим Силоамом должны стать слезы плача о грехах, о которых Сам Господь говорит во второй Заповеди Блаженства.
Несравненным желанием, всебогатая, древу возжелевши поклонитися животному, сподобилася еси желания, сподоби убо и мене улучити вышния славы. [С чистой любовию возжелав поклониться Древу Жизни, всеблаженная, ты удостоилась желаемого; удостой же и меня достигнуть высшей славы.]
Св.преподобная Мария Египетская своей жизнь поклонилась Древу Жизни – Христу. О Древе Жизни, посаженном Богом в Эдеме, и о том, как оно связано с Голгофой – см. одноименный фильм (сноска в конце статьи).
Песнь 6
Аз есмь, Спасе, юже погубил еси древле царскую драхму; но вжег светильник, Предтечу Твоего, Слове, взыщи и обрящи Твой образ. [Я — та драхма с царским изображением, которая с древности потеряна у Тебя, Спаситель, но, засветив светильник — Предтечу Своего, Слове, поищи и найди Свой образ.]
Необычная образная молитва дается нам св.Андреем. Он сравнивает душу христианскую со старинной утерянной монетой с изображением царя и просит с помощью света покаяния (зажженного св.Иоанном Предтечей) вернуть ей первообраз: вместо царя земного — Истинного Царя Небесного начертать в душе.
Востани и побори, яко Иисус Амалика, плотския страсти, и гаваониты, лестныя помыслы, присно побеждающи. [Восстань и низложи плотские страсти, как Иисус Амалика, всегда побеждая и гаваонитян — обольстительные помыслы.](Исх. 17, 8. Нав. 8, 21)
См. предыдущую часть о победе Иисуса Навина над Амаликом и гаваонитами.
Песнь 7
Исчезоша дние мои, яко соние востающаго; темже, яко Езекиа, слезю на ложи моем, приложитися мне летом живота. Но кий Исаия предстанет тебе, душе, аще не всех Бог? [Дни мои прошли как сновидение пробуждающегося; поэтому, подобно Езекии, я плачу на ложе моем, чтобы продлились годы жизни моей; но какой Исаия посетит тебя, душа, если не Бог всех?](4 Цар. 20, 3. Ис. 38, 2-6)
Библейская энциклопедия: Езекия («Бог укрепил») — иудейский царь (752-698 гг. до н.э.), Церковью почитается в чине праведных. Был ярым противником идолопоклонства. По молитве царя Езекии Ангел Божий поразил ассирийских воинов, пришедших, чтобы осадить Иерусалим. (4 Цар. 18,13-37, 19). К смертельно больному Езекии Господь послал Своего пророка Исаию, чтобы предупредить царя о приближающейся кончине. Но царь Езекия, не желая умирать, так горячо и слёзно молился, что Господь продлил его земную жизнь ещё на 15 лет. В подтверждение того, что царь не умрёт, но выздоровеет, пророк Исаия явил ему знамение — тень от солнца на ступенях царского дворца передвинулась на десять ступеней назад (4 Цар. 20, 1-11).
Исаия («Бог спасёт») — пророк Иудейского царства (765-695 гг. до н.э.) во время правления благочестивого царя Езекии, автор пророческой книги, которую называют ветхозаветным Евангелием. Книга пророка Исаии содержит пророчества о рождении Христа от Девы (Ис.7,14) от рода царя Давида (Ис.11 — об Отрасли, которая произойдет из корня Иессея и Давида, и о дарах Духа на Нём), а также о страданиях Христовых — о возвышении горы Господней Голгофы, к которой соберутся все народы (Ис. 2, 1-4), о значении Христовых страданий.
Припадаю Ти и приношу Тебе, якоже слезы, глаголы моя: согреших, яко не согреши блудница, и беззаконновах, яко иный никтоже на земли. Но ущедри, Владыко, творение Твое и воззови мя. [Припадаю к Тебе и приношу Тебе со слезами слова мои: согрешил я, как не согрешила блудница, и жил в беззакониях, как никто другой на земле; но умилосердись, Владыка, над созданием Своим и восстанови меня.]
Погребох образ Твой и растлих заповедь Твою, вся помрачися доброта, и страстьми угасися, Спасе, свеща. Но ущедрив, воздаждь ми, якоже поет Давид, радование. [Затмил я образ Твой и нарушил заповедь Твою; вся красота помрачилась во мне, и светильник погас от страстей; но умилосердись, Спаситель, и возврати мне, как поет Давид, веселие.](Пс. 50, 14)
Обратися, покайся, открый сокровенная, глаголи Богу, вся ведущему: Ты веси моя тайная, Едине Спасе. Но Сам мя помилуй, якоже поет Давид, по милости Твоей. [Обратись, покайся, открой сокровенное, скажи Богу Всеведущему: Спаситель, Ты Один знаешь мои тайны, но Сам помилуй меня, как поет Давид, по Твоей милости.](Пс. 50, 3)
В двух стихах возводит наш ум и душу св.Андрей к царю Давиду, заставляя вспомнить и его падение, и его любовь к Богу, и вопль раскаяния, и призыв очистить его, ибо он сам не в силах, и радость пребывания с Богом, его богообщения…
Песнь 8
Слезную, Спасе, сткляницу яко миро истощавая на главу, зову Ти, якоже блудница, милости ищущая, мольбу приношу и оставление прошу прияти. [Изливая сосуд слез, как миро на голову, Спаситель, взываю к Тебе, как ищущая милости блудница, приношу моление и прошу о получении мне прощения.](Мф. 26, 6-7. Мк. 14, 3. Лк. 7, 37-38)
Пощади, Спасе, Твое создание и взыщи, яко Пастырь, погибшее, предвари заблуждшаго, восхити от волка, сотвори мя овча на пастве Твоих овец. [Пощади, Спаситель, создание Свое и, как Пастырь, отыщи потерянного, возврати заблудшего, отними у волка и сделай меня агнцем на пастбище Твоих овец.](Пс. 118, 176)
Егда Судие сядеши, яко благоутробен, и покажеши страшную славу Твою, Спасе, о каковый страх тогда пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего. [Когда Ты, Милосердный, воссядешь, как Судия и откроешь грозное величие Свое, Спаситель, о, какой ужас тогда: печь будет гореть, и все трепетать пред неумолимым судом Твоим.](Мф. 25, 31, 41, 47)
Образ Страшного Суда, который привел когда-то к вере и преображению крестителя Руси святого равноапостольного великого князя Владимира, который должен быть и перед нами постоянно. Нужны ли еще нам пояснения, или мы сами не хотим об этом думать и отодвигаем мысли о нем подальше?
Чудо ново видев, ужасашеся божественный в тебе воистинну, мати, Зосима: ангела бо зряше во плоти и ужасом весь исполняшеся, Христа поя во веки. [Увидев в тебе, матерь, поистине новое чудо, святой Зосима удивился, ибо он увидел Ангела во плоти, и весь преисполнился изумлением, воспевая Христа вовеки.]
Песнь 9
Умилосердися, спаси мя, Сыне Давидов, помилуй, беснующыяся словом исцеливый, глас же благоутробный, яко разбойнику, мне рцы: аминь, глаголю тебе, со Мною будеши в раи, егда прииду во славе Моей. [Умилосердись, спаси и помилуй меня, Сын Давидов, словом исцелявший беснующихся, и скажи, как разбойнику, милостивые слова: истинно говорю тебе, со Мною будешь в раю, когда приду Я в славе Моей.](Лк. 23, 43)
В свете современных толкований можно добавить, что тот, кто первым попал в рай, был не обычным разбойником, а политическим деятелем. Многие иудеи времен Христа Спасителя мечтали об освобождении своей страны от Рима, собирали оружие (современные раскопки открыли много таких тайников). Разбойники рядом с Христом были из таких повстанцев. Многие из них прятались в горе Блаженств (ныне известной как гора Арбель), там и были убиты по приказу Ирода Антипы (сына Ирода «Великого», убившего 14000 младенцев, первых мучеников за Христа).
Разбойник оглаголоваше Тя, разбойник богословяше Тя, оба бо на кресте свисяста. Но, о Благоутробне, яко верному разбойнику Твоему, познавшему Тя Бога, и мне отверзи дверь славнаго Царствия Твоего. [Разбойник поносил Тебя, разбойник же и Богом исповедал Тебя, вися оба на кресте; но, Милосердный, как уверовавшему разбойнику, познавшему в Тебе Бога, открой и мне, дверь славного Твоего Царства.]
Мы еще в теме: два разбойника, слова двух настоящих преступников, сораспятых Христу. Один проклинает Его, другой просит о помощи. Это мы в наших невзгодах и бедах. Ропщем ли «За что?!» или говорим «Достойное по делам моим приемлю» (Лк. 23,41, 42). «Великим гимном покаяния» назвала эти слова игуменья Леушинского монастыря Таисия. А для нас важно продолжение слов «верного богословящего» разбойника, которыми мы молимся на каждой Божественной литургией (и не только): «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!»
Достойных покаяния плодов не истяжи от мене, ибо крепость моя во мне оскуде; сердце мне даруй присно сокрушенное, нищету же духовную: да сия Тебе принесу, яко приятную жертву, Едине Спасе. [Достойных плодов покаяния не требуй от меня, Единый Спаситель, ибо сила моя истощилась во мне; даруй мне всегда сокрушенное сердце и духовную нищету, чтобы я принес их Тебе, как благоприятную жертву.]
Удивительна молитва, данная в этих словах св.Андрея: нет в нас достойных плодов истинных покаяния, нет и сердца сокрушенного и нищеты духовной – осознания своей духовной слабости. Остается только об этом взывать словами царя Давида «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс.50,12).
В статье использованы:
Материалы открытой православной энциклопедии «ДРЕВО» http://drevo-info.ru/articles/13676.html
Православный журнал «Нескучный сад» http://www.nsad.ru/articles/zhitejskoe-more
Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? http://www.pravmir.ru/kto-est-kto-v-kanone-andreya-kritskogo
Библейские толкования проф. Александра Павловича Лопухина http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin
Ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня «Православие и мир»
Православный энциклопедический словарь http://enc-dic.com/orthodox
Сноски для чтения и просмотра:
Сайт «Азбука веры», книга прп.Никодима Святогорца «Невидимая бран» в переводе свт.Феофана Затворника http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/nevidimaja-bran/
Слово свт.Димитрия Ростовского в Неделю о Страшном Суде http://co6op.narod.ru/sermons/dimitry/post/g02.html
«Святыни христианского мира: Древо жизни и Терновый венец» https://youtu.be/2tDmIs9woww