Сегодня нас ждет шестой псалом – первый покаянный псалом, содержащий учение об истинном покаянии. Его надписание «о осмеем» напоминает о грядущем Восьмом дне мира после Страшного Суда и о том, что врачевство покаяния в той жизни уже не имеет места. Некоторые толкователи в этом надписании видели указание исполнять псалом на восьмиструнной псалтири (были разные псалтири, даже десятиструнные). Псалом внесен в состав великого повечерия, читаемого во время Великого поста — времени всеобщего покаяния христиан.
Пс.6,2 Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене.
Ярость означает негодование, сильную, высшую степень гнева; этим словом чаще всего выражается мгновенная вспышка гнева, за которым следует отмщение или наказание. «Гнев и ярость Господни» по учению псалмопевца «проливаются» (Пс.77.6) на людей, не подающих никакой надежды к нравственному исправлению и возрождению, а лишь более и более утверждающихся в греховном настроении, на ожесточенных грешников. Пророк, сознавая свою виновность пред Богом, не просит об освобождении его от наказания; а только, надеясь на милость и долготерпение Божие, молит обличить и наказать его не во гневе и не с яростью. Он не отказывается от заслуженных и временных наказаний, которые исправляют и привлекают человека к Богу; но боится того страшного наказания, когда Господь «отвратит лице Свое» и осудит человека на вечную казнь. И потому молится так же, как молился Иеремия пророк за прогневавший Бога народ иудейский: «Накажи нас, Господи, обаче в суде, а не в ярости, да не умаленных нас сотвориши» (Иер.10,24). Гнев и ярость означают здесь одно и то же, равно как и слова «обличиши и накажеши» выражают усиление мысли. Пророки и ветхозаветные богодухновенные писатели имеют обыкновение повторять свою мысль разными словами и выражениями.
Пс.6,3-4 Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя, и душа моя смятеся зело: и Ты, Господи, доколе?
«Немощен есмь» (от слова «немощь») означает слабость телесную и душевную. Далее следует усиление мысли: словами «смятошася кости моя» пророк выражает слабость телесную (а еще кости в псалмах выражают и общую крепость, силу духа человека), словами «душа моя смятеся зело» выражает слабость души, которая не радеет о своем спасении, тянется к греху, не имеет твердости, устойчивости в добродетели. Давид просит у Господа Бога, как Врача, исцеления, так как сам не способен поднять себя. Осознание своей греховности есть основа духовной жизни.
Пс.6,5 Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости Твоея.
Вновь звучит просьба к Богу откликнуться на призыв грешника и спасти не по справедливости, а по милости, которая неизмерима человеческим пониманием.
Пс.6,6 Яко несть в смерти поминаяй Тебе: во аде же кто исповестся Тебе?
Исповедание или покаяние, раскаяние во грехах, нравственно добрая перемена возможны только в настоящей жизни при благодатных средствах Святой Церкви. «Знаю, — говорит св.Давид, что «после смерти в аду уже нет места покаянию».
Пс.6,7 Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу.
Как глубоко раскаяние Давида! Есть предание, что он всю жизнь, следующую за грехопадением, проводил в постоянных слезах. И за такое слезное покаяние он получил достойное утешение от Господа, рекшего: «Блажени плачущий, яко тии утешатся». Господь простил ему грехи, возвратил прежнее благоволение, не отнял от него Духа Святого, сопричислил его к лику святых угодников Своих. А Святая Церковь Христова поставляет его одним из первых образцов покаяния для всех грешников, ищущих обращения и спасения.
Пс.6,8 Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих.
Слово смятеся в переводе с еврейского читается так: «потемнело», «повредилось». Под словом око (глаз) здесь разумеется око духовное, та разумная способность души, которая обыкновенно возмущается, приходит в содрогание от представления и сознания тяжести содеянных грехов. «Обетшах во всех вразех» значит изнемог от врагов моих. Под врагами понимаются как грехи свои, так и вообще все те, кто привлекают ко греху (духов злобы поднебесной, злых людей и проч.) А потому смысл сего стиха может быть выражен так: потемнело, повредилось от великой скорби (о грехах) духовное око мое, помутился мой разум; я изнемог от множества врагов моих, которые расслабляют меня и причиняют мне преждевременную старость. А св.Афанасий Александрийский добавляет: «Обетшах во всех вразех» значит означает здесь время злострадания, которое обратилось ему в заслугу, потому что было продолжительно». А духовная слепота ожесточает сердце человека и отдаляет его от Бога.
Пс.6,9-10 Отступите от мене, вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего, услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият.
До сих пор пророк выражал в различных образах свое бедственное состояние, происходящее от великой скорби о грехах; теперь он выражает свою великую радость и торжество над врагами. «Яко услыша Господь» — на основании этих слов можно предположить, что Давид каким-нибудь образом свыше был утешен и извещен о прощении ему Господом грехов его. Обрадованный и утешенный милостью Божией, Давид торжественно объявляет, что Господь не отверг, а услышал его слезное покаяние, что молитва его была благоприятна Богу, а потому он смело может теперь сопротивляться врагам своим, которых и гонит от себя, говоря: отступите, удалитесь от меня все, делающие беззаконие.
Пс.6:11 Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре.
Этими словами пророк заканчивает псалом, выражая еще раз торжество над врагами своими и желание того, чтобы они устыдились своей греховной жизни и возвратились с погибельного пути на путь правый, ведущий к покаянию и спасению.
Источники:
Объяснение Священной книги псалмов протоиерея Григория Разумовского
Толкования св. Афанасия Александрийского