Из всех книг Священного Писания Псалтирь самая употребительная у православных христиан, самая любимая. У каждой из книг свое предназначение, книга же псалмов, как говорит святой Василий Великий, «объясняет все полезное из всех книг, пророчествует, дает законы жизни, правила деятельности, совершенное богословие…». Это зеркало, в котором отражается грешная душа и находит врачевание.

Псалтирь для христианина важно не только тем, что содержит примеры молитвенного обращения к Богу, но и многократно и доступно излагает учение о спасении человека и как Господь его устроил.

Псалом 1

В первом псалме раскрываются три темы, важные для нашего спасения: истинное счастье, смысл человеческой жизни и что нас ждет в конце концов.

Книга псалмов не случайно начинается со слова «блажен». «Блаженный»  переводится с церковнославянского языка как счастливый. В нынешнее время понятие счастья весьма размыто. Оно подменяется радостью, весельем… – измельчало. Исконное (от строения слова – с-часть-е) значение слова показывает, что человек счастлив, когда является частью своей семьи, рода, народа, страны, … , Бога. Истинное и наивысшее счастье для человека – жизнь с Богом. Не зря на Руси блаженными называли людей, для которых привычные ценности земного мира утрачивали значение, им открывался другой, Божий мир. И эти два мира представлены в Псалтири представителями трех групп людей – праведников (которые описаны в 14-м псалме как граждане неба), нечестивых и кающихся грешников.

В Псалтири слово блажен встречается многократно, и чаще всего показывает путь к истинному счастью. Понятие блаженства есть основание и начало учения о нравственной жизни людей.
В первом псалме Господь показывает опасность общения с греховным миром.

Пс.1:1 «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе».

Советом нечестивых, по толкованию святого Афанасия, «можно назвать собрание людей лукавых», а по словам святого Василия Великого, совет нечестивых — нечестивые помыслы, от которых начинается нечестивое дело. Не иде, не ста, не ceдe, — эти слова выражают и настоящее, и прошедшее время, и значат: кто не пошел, не ходит и не останавливается. Итак, блажен тот, кто не разделяет мыслей и чувств людей нечестивых и соблюдает чистоту помыслов.

С кем поведешься… А теперь, когда общение чаще становится виртуальным, можно сказать – чем себя наполнишь, останется ли в твоей душе место для Бога, времени на духовное делание. А как говорит святой Иоанн Кассиан, «без ежедневного упражнения в духовном делании» нет духовной жизни.

Второй стих поясняет — в неуклонном исполнении воли Божией и заключается благочестие верующего человека и соединенное с ним счастье — блаженство.

Пс.1:3  И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет.

Слова этого стиха представляют также почти буквальное сходство со словами Божиими, изреченными через пророка Иеремию, обличавшего нечестие евреев. В 17-й главе своих пророчеств Иеремия сравнивает участь человека благочестивого, надеющегося на Господа Бога, с участью нечестивого, и о первом из них говорит: «Благословен человек, иже (который) надеется на Господа… и будет яко древо насажденное при водах, и во благе пустит корение свое: не убоится, егда приидет зной (жара, засуха), и будет на нем стеблие зелено, и во время бездождия не устрашится и не престанет творити плода» (ст. 7—8). Изречения 3-го стиха из первого псалма повторены и несколько видоизменены пророком Иеремией, так как последний жил и пророчествовал гораздо позднее составителя первого псалма, Давида.

Образ древа, приносящего плод, соотносится с земной деятельностью человека. Наши плоды – добрые дела, помощь ближнему. Сам Господь дал нам в назидание притчу о бесплодной смоковнице. В этом предназначение человека на земле, истинный смысл жизни – жить для ближнего и для Бога.

Пс.1:4  Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли.

Дела нечестивых лишены благодатного Божия содействия и потому, как прах, возметаемый ветром от лица земли, дела эти уничтожаются и не приносят плода, не имеют никаких благотворных последствий. Эти люди по долготерпению Божию пользуются часто всеми благами мира сего; а между тем, как написано в книге Иова, они говорят Богу: «Отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?» (21:14—15).

Третья тема псалма – что ждет в конце человеческого пути каждого живущего на земле.

Пс.1:5 Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных.

Слова псалма созвучны со словами Святого Евангелия: «вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота: а сотворшии злая, в воскрешение суда» (Ин. 5:28—29). Все воскреснут, только нечестивые не будут стоять на суде вместе с праведными (Мф. 25:32), а вместе с грешниками будут осуждены, праведные же и благочестивые по воскресении последуют в Царствие Божие, или — что то же — в жизнь вечную.

Пс.1:6  Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.

Под путем обыкновенно разумеется не дорога, по которой ходим, а все дела, мысли и намерения наши, а потому и заключительные слова псалма: путь нечестивых погибнет означают, что дела, замыслы, козни нечестивых, а с ними вместе и сами они погибнут.
Итак, блаженны все те, которые ищут Господа Бога всем сердцем своим (Пс. 118:2; 33:11), которые находят удовольствие в законе Божием и размышляют о нем «день и ночь» (Пс. 11:1; 1:2), которые слушают Слово Божие и поступают по нему (Иак. 1:22—25;Лк. 11:28). Блаженны все те, на которых в день суда прострется благословение Отца Небесного, изреченное устами Сына Божия:
«Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф. 25:34). Но «какая скорбь наполнит сердце грешника в тот час, когда Судия Христос воссядет на страшном престоле Своем, все поколения предстанут пред Ним и откроются все тайны сердечные! Страшен суд, страшен Судия, страшен сей час!.. Блажен, кого покроет тогда благость Твоя, Господи!» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).

Источники:

Объяснение Священной книги псалмов протоиерея Григория Разумовского

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razumovskij/objasnenie-svjashennoj-knigi-psalmov/1

Страсти: болезни души. Избранные места из творений святых отцов. Москва, «Сибирская благозвонница», 2013г.

Навигация по новостям