Шестопсалмие – это важная часть, основа первой части утрени. Оно включает шесть избранных псалмов царя Давида: 3, 37, 62, 87, 102 и 142.
Шестопсалмию нужно внимать с особым сосредоточенным благоговением.
Ввиду важности шестопсалмия, его читают на середине храма, внятно и неспешно. Во время чтения шестопсалмия, по уставу, свечи погашаются. Наступившая темнота знаменует ту глубокую ночь, в которую пришел на землю Христос, прославленный ангельским пением: «Слава в вышних Богу». Полумрак храма способствует большей молитвенной сосредоточенности.
Иеромонах Иов (Гумеров): «Богослужение утрени посвящено молитвенному воспоминанию основных новозаветных событий. Время шестпсалмия символически изображает состояние человечества, погруженного в духовную тьму перед приходом в мир Спасителя мира. Свечи погашены. Горящие лампады напоминают мерцание звезд той Вифлеемской ночи, когда родился в вертепе Богомладенец. Поэтому шестпсалмие (греч. ексопсалмос) предваряется ангельским песнопением, которое слышали в ту ночь пастухи: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (Лк. 2, 14)».
Эта ангельская песнь читается трижды. Затем дважды произносится стих из 50-го псалма:»Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою».
И затем читаются псалмы, разделенные на две части. Шестопсалмие напоминает нам о пришествии Спасителя и о необходимости покаяния в деле нашего спасения. Псалмы эти исполнены покаяния и умиления. В псалмах шестопсалмия изображается греховное состояние людей, исполненное бед и напастей, и горячо выражается ожидающаяся людьми единственная надежда на милосердие Божие. Они равномерно взяты из всех частей Псалтири (3, 37, 62, 87, 102 и 142).
Типикон предписывает слушать их со вниманием и страхом, «яко самому Богу невидимо беседующе, и молящеся о гресех наших». Устав не дозволяют во время чтения шестопсалмия никаких разговоров (даже шепотом), хождения по храму, даже возбраняет чихнуть или кашлянуть. Если кто-то вошел в храм во время шестопсалмия, то надо остаться у входа до окончания чтения и лишь после пройти на свое место.
Иером. Иов (Гумеров): «Возможно, строгое предписание устава породило сравнение времени чтения шестпсалмия с грядущим Страшным Судом. Если во время любого богослужения благоговейно и покаянно предстоять перед Лицом Божиим, то сравнение со Страшным Судом не будет казаться суеверием. «Яко на Страшнем Твоем, и нелицеприемнем предстояй Судилищи, Христе Боже, и осуждения подъемля, и слово творя о содеянных мною злых…» (Последование ко святому Причащению. Молитва 4-я).
Также на шестопсалмии совсем отменяются поклоны. После первых трех псалмов на «Аллилуия» полагается крестное знамение без поклона и только по окончании всего шестопсалмия при заключительном «Аллилуия» — три поклона.
Старец Паисий Святогорец: Шестопсалмие … «символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. После первой статьи мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явиться [миру] как Судия».
В середине шестопсалмия, во время начала чтения 4-го, самого скорбного, наполненного смертной горечью псалма, священник выходит из алтаря и перед царскими вратами про себя продолжает читать 12 особых «утренних» молитв, которые он начал читать еще в алтаре, перед престолом. В этот момент священник как бы символизирует Христа, Который услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в читаемом в это время 87 псалме.
В «утренних» молитвах, которые священник читает про себя, содержится моление о стоящих в храме христианах, просьба простить им их грехи, дать искреннюю веру в нелицемерную любовь, благословить все их дела и удостоить Царства Небесного (Протоиерей Виктор Потапов).
Источник: ссылка