Для человека, не очень хорошо знакомого со Священным Писанием, затруднительно понять, в чём мы каемся во время чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Упоминаются люди и события из Священной истории, о которых кто-то, может быть, слышит впервые в жизни. Кто все эти люди, что с ними происходило, и как это связано с нашей жизнью? Вот о ком мы слышим в среду первой седмицы Великого поста.
Песнь 1
Образы и имена, которые мы уже встречали, будем только обозначать, не объясняя (при необходимости см. предыдущие части). К примеру, в чтениях среды есть образы дверей и врат или божественных входов (3 песнь), манны и воды из камня (2 Песнь), упоминания блудницы и многих других, уже известных нам евангельских лиц.
В разбойники впадый аз есмь помышленьми моими, весь от них уязвихся ныне и исполнихся ран, но, Сам ми представ, Христе Спасе, исцели. [По помыслам моим я человек, попавшийся разбойникам; теперь я весь изранен ими, покрыт язвами, но Ты Сам, Христос Спаситель, приди и исцели меня.] (Лк. 10, 30)
Евангельская притча о милосердном самарянине дается нам в этом стихе в прямом толковании: избитый разбойниками – наша уязвленная грехами душа, помочь которой может только один Милосердный Врач. В этом Облике нам представлен Спаситель св.Андреем Критским в чтениях среды и четверга, он нам не раз еще встретится.
Ты ми даждь светозарную благодать от Божественнаго свыше Промышления избежати страстей омрачения и пети усердно Твоего, Марие, жития красная исправления. [Даруй мне, Мария, ниспосланную тебе свыше Божественным Промыслом светозарную благодать — избежать мрака страстей и усердно воспеть прекрасные подвиги твоей жизни.]
Начиная со среды в каноне звучат моление св.Марии Египетской, имеющей «жития красная исправления», чего и от нас ждет Господь. Мы надеемся, что образ этой святой знаком всем читателям и не нуждается в комментарии.
Песнь 2
Поползохся, яко Давид, блудно и осквернихся, но омый и мене, Спасе, слезами. [От невоздержания, как Давид, я пал и осквернился, но омой и меня, Спаситель, слезами.] (2 Цар. 11, 4)
Уже не раз нам упоминался царь Давид, но св.Андрей говорит нам о примере его слез, как обычный знак истинного раскаяния после содеянного во грехе. Заметьте, св.Андрей говорит о том, что этих очистительных слез должно просить у Господа.
Кому уподобилася еси, многогрешная душе? Токмо первому Каину и Ламеху оному, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми. [Кому уподобилась ты, многогрешная душа, как не первому Каину и тому Ламеху, жестоко окаменив тело злодеяниями и убив ум безрассудными стремлениями.](Быт. 4, 1-26)
О Каине речь уже вели (3-я часть), о Ламехе поговорим в следующей последней части нашего расследования. Помним же, что это образы еще прижизненной смерти души.
Вся прежде закона претекши, о душе, Сифу не уподобилася еси, ни Еноса подражала еси, ни Еноха преложением, ни Ноя, но явилася еси убога праведных жизни. [Имея в виду всех, живших до закона, о душа, не уподобилась ты Сифу, не подражала ни Еносу, ни Еноху через преселение духовное, ни Ною, но оказалась чуждой жизни праведников.](Быт. 5, 1-32)
В стихе называются четыре имени ветхозаветных патриархов. Кто же они такие?
Библейская энциклопедия: Патриархи (родоначальники, праотцы) — так называются в Священном Писании (например Деян. 7, 8, 9; Евр. 7, 4) благочестивые родоначальники народа еврейского, жившие до закона, данного на Синае, и бывшие носителями религии и связанного с ней обетования о Спасителе. Первые десять патриархов (Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех и Ной), как жившие до потопа (в стихе — «вся прежде закона претекши»), — называются допотопными патриархами. Из патриархов, живших после потопа, более известны Авраам, как отец и родоначальник верующих, а затем Исаак, Иаков и Иосиф. Со смертью Иакова и Иосифа оканчивается патриархальная эпоха библейской истории.
Сиф (евр. Шет, что значит основание, утверждение; Быт 4:25, Быт. 5:3, Лк 3:38), третий сын Адама, родился, когда Адаму было 130 лет. Жил 912 лет (Быт. 5, 8). Сифа считают основателем соборной молитвы и общественных богослужений. Предание также приписывает Сифу изобретение букв.
Енос (евр. Энош, что значит человек, человеческий род), сын Сифа, жил 905 лет (Быт 5, 11). Праведное поколение Еноса противопоставляется греховному поколению Каина: Енос считается родоначальником праведных сынов Божиих, противопоставленных родившимся от Каина «сынам человеческим».
Енох – патриарх и пророк, по библейскому выражению, Енох «ходил перед Богом», т. е. стремился к высшей чистоте и святости. За свою праведность, был Богом взят живым на небо (Быт. 5, 21-24, Евр. 11, 5), подобно тому как впоследствии был восхищен святой пророк Илия. Предание Церкви отождествляет двух пророков Божиих, которым надлежит проповедовать людям покаяние и отвращать их от обольщения антихриста перед концем света со святыми пророками Илией и Енохом (Откр. 11, 3-13).
Ламех (или могущественный, сильный), имя двух лиц в Библии:
1) потомок Каина (о нем речь пойдет в следующей части);
2) последний (10-й) из благочестивых допотопных патриархов, отец Ноя и потомок Сифа (Быт 5:25-31; 1 Пар 1:3). Он пророчествовал, что при Ное будет покой земле, обремененной проклятием Божиим. Ламех прожил 753 года или 777 лет (Быт 5:31).
Для нашего назидания св.Андрей упоминает 2-го , 3-го, 7-го и 10-го патриархов как носителей благочестия.
Едина отверзла еси хляби гнева Бога твоего, душе моя, и потопила еси всю, якоже землю, плоть, и деяния, и житие, и пребыла еси вне спасительнаго ковчега. [Ты одна, душа моя, открыла бездны гнева Бога своего и потопила, как землю, всю плоть, и дела, и жизнь, и осталась вне спасительного ковчега.](Быт. 7, 1-24)
Пречистая Владычице, Богородительнице, Надеждо к Тебе притекающих и пристанище сущих в бури, Милостиваго и Создателя и Сына Твоего умилостиви и мне молитвами Твоими. [Пречистая Владычица, Богородительница, Надежда прибегающих к Тебе и пристанище для застигнутых бурей, Твоими молитвами приклони на милость и ко мне Милостивого Творца и Сына Твоего.]
Опять образ «житейского моря, воздвизаемого зря напастей бурею» (прп. Иоанн Дамаскин (VIII век), а с 3 века толкователи Священного Писания уже видели в Ноевом ковчеге символ Христовой Церкви, спасающей и спасающейся среди мирской суеты и злобы. Св.Андрей напоминает нам о Той, Которая может помочь нам, застигнутым бурей земных невзгод.
Песнь 3
Благословения Симова не наследовала еси, душе окаянная, ни пространное одержание, якоже Иафеф, имела еси на земли оставления. [Симова благословения не наследовала ты, несчастная душа, и не получила, подобно Иафету, обширного владения на земле — отпущения грехов.]
Библейская энциклопедия: Иафеф (Иафет) — младший сын Ноя. Сим — старший сын Ноя, прародитель семитских народов — арабов, евреев, арамеев и других. После потопа Ной благословляет своих сыновей, пророчествуя об Иафете, что Господь распространит его потомков по всей земле, а о Симе — что Господь вселится в его шатрах (Быт. 9:24-27).
Св.Андрей поясняет: благословение Ноя – наследование душой прощения грехов.
От земли Харран изыди от греха, душе моя, гряди в землю, точащую присноживотное нетление, еже Авраам наследствова. [Удались, душа моя, от земли Харран — от греха; иди в землю, источающую вечно живое нетление, которую наследовал Авраам.] (Быт. 12, 1-7)
Харран — древний город северного Междуречья, долгое время бывший родным городом для праведного Авраама и являющийся образом пространства греха (в следующем стихе – землю отечества, которой мы призваны «удаляться»). Авраам (первый из четырех послепотопных патриархов) по слову Божиему ушел из Харрана, и мы, слушаясь повеления Бога, можем также наследовать «землю, точащую присноживотное нетление» — Царство Божие. Последующие стихи посвящены его жизненным примерам, особенно той решимости, с которой он исполнял волю Божию (вплоть до жертвоприношения обетованного единственного сына Исаака):
Авраама слышала еси, душе моя, древле оставльша землю отечества и бывша пришельца, сего произволению подражай. [Ты слышала, душа моя, как в древности Авраам оставил землю отеческую и сделался странником; подражай его решимости.] (Быт. 12, 1-7)
У дуба Мамврийскаго учредив патриарх Ангелы, наследствова по старости обетования ловитву. [Угостив Ангелов под дубом Маврийским, патриарх на старости получил, как добычу (исполнение), обещанное .] (Быт. 18, 1)
От Исаака нам должно учиться наследованную им от отца веру в Бога и то смирение, с которым он принимает все, от Него бывшее:
Исаака, окаянная душе моя, разумевши новую жертву, тайно всесожженную Господеви, подражай его произволению. [Зная, бедная душа моя, как Исаак принесен таинственно в новую жертву всесожжения Господу, подражай его решимости.] (Быт. 22, 2)
Исмаила слышала еси, трезвися, душе моя, изгнана, яко рабынино отрождение, виждь, да не како подобно что постраждеши, ласкосердствующи. [Ты слышала, душа моя, что Измаил был изгнан, как рожденный рабыней, бодрствуй, смотри, чтобы и тебе не потерпеть бы чего-либо подобного за сладострастие.] (Быт. 21, 10-11)
Первый сын Авраама Исмаил от рабыни Агарь отличался дерзким и непокорным характером. Св.Андрей добавляет – это образ пленения сладостью греха и обязательного за него изгнания из земли обетованной. Стал родоначальником арабских племён (Быт. 16 и 21:1-21).
Песнь 4
Тело осквернися, дух окаляся, весь острупихся, но яко врач, Христе, обоя покаянием моим уврачуй, омый, очисти, покажи, Спасе мой, паче снега чистейша. [Тело мое осквернено, дух грязен, весь я покрыт струпами, но Ты, Христе, как врач, уврачуй и то и другое моим покаянием, омой, очисти, яви меня чище снега, Спаситель мой.]
Соделал еси спасение посреде земли, Щедре, да спасемся. Волею на древе распялся еси, Едем затворенный отверзеся, горняя и дольняя тварь, языцы вси, спасени, покланяются Тебе. [Посреди земли Ты устроил спасение, Милосердный, чтобы мы спаслись; Ты добровольно распялся на древе; Едем затворенный открылся; Тебе поклоняются небесные и земные и все спасенные Тобою народы.](Пс. 73, 12)
Двери в Рай вожделенный открыты для всех нас Великими Страданиями Спасителя на Голгофе. Об этом, говорит св.Андрей, нужно все время благоговейно помнить.
Но Дверь, открытая нам Спаситетем, наследована только Церковью Христовой:
Да будет ми купель кровь из ребр Твоих, вкупе и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса. [Да будет мне омовением Кровь из ребр Твоих и вместе питием, источившая оставление грехов, чтобы мне и тем и другим очищаться, Слове, помазуясь и напояясь животворными Твоими словами, как мазью и питием.](Ин. 19, 34)
Чашу Церковь стяжа, ребра Твоя живоносная, из нихже сугубыя нам источи токи оставления и разума во образ Древняго и Новаго, двоих вкупе Заветов, Спасе наш. [Церковь приобрела себе Чашу в живоносном ребре Твоем, из которого проистек нам двойной поток оставления грехов и разумения, Спаситель наш, в образ обоих Заветов, Ветхого и Нового.]
Наг есмь чертога, наг есмь и брака, купно и вечери; светильник угасе, яко безъелейный, чертог заключися мне спящу, вечеря снедеся, аз же по руку и ногу связан, вон низвержен есмь. [Я лишен брачного чертога, лишен и брака, и вечери; светильник, как без елея, погас; чертог закрылся во время моего сна, вечеря окончена, а я, связанный по рукам и ногам, извержен вон.] (Мф. 25, 1-13. Лк. 12, 35-37; 13, 24-27; 14, 7-24)
Да только Дверь эту сам я открыть должен, а у меня и одежды нет, без которой меня не пустят, и светильник мой потух, да и масла я не запас – спал слишком долго! Что меня ждет?!
Песнь 5
Яко тяжкий нравом, фараону горькому бых, Владыко, Ианни и Иамври, душею и телом, и погружен умом, но помози ми. [По упорству я стал как жестокий нравом фараон, Владыко, по душе и телу я — Ианний и Иамврий, и по уму погрязший, но помоги мне.](Исх. 7, 11. 2 Тим. 3, 8)
Библейская энциклопедия: Ианни и Иамври — имена египетских жрецов, которые противились чудесам Божиим, явленным через пророка Моисея, но не смогли с помощью своих богов сотворить подобных чудес (Исх. 7:11; 2 Тим. 3:8). В книгах Ветхого Завета имена не названы, не говорится и о количестве жрецов. Больше сведений о них сохранило древнее иудейское предание, которое отражено во 2-м послании апостола Павла к Тимофею (3,8).
Св.Андрей нам добавляет православное понимание трех образов стиха: настолько обычно «тяжел в обработке» наш характер – нужно вспоминать почаще тяжкосердного фараона, чтобы не уподобиться еще и языческим жрецам.
Калу примесихся, окаянный, умом, омый мя, Владыко, банею моих слез, молю Тя, плоти моея одежду убелив яко снег. [Загрязнил я, несчастный, свой ум, но омой меня, Владыко, в купели слез моих молю Тебя, и убели, как снег, одежду плоти моей.]
Надеемся, что эти образы не требуют пояснения.
Аще испытаю моя дела, Спасе, всякаго человека превозшедша грехами себе зрю, яко разумом мудрствуяй согреших, не неведением. [Когда исследую свои дела, Спаситель, то вижу, что превзошел я грехами всех людей, ибо я грешил с разумным сознанием, а не по неведению.]
Св.Андрей вновь напоминает о важности того, что теперь мы называем самоанализом (хотя русскому человеку – по нашим национальным особенностям – это дается с большим трудом).
Мене ради Бог сый, вообразился еси в мя, показал еси чудеса, исцелив прокаженныя и разслабленнаго стягнув, кровоточивыя ток уставил еси, Спасе, прикосновением риз. [Ради меня, будучи Богом, Ты принял мой образ, Спаситель, и, совершая чудеса, исцелял прокаженных, укреплял расслабленных, остановил кровотечение у кровоточивой прикосновением одежды.](Мф. 9, 20. Мк. 5, 25-27. Лк. 8, 43-44)
Вновь Евангельские образы болящих приводит св.Андрей для усиления осознания нашей немощи в очищении от грехов и прибегания к Врачу-Целителю.
Песнь 6
Востани и побори, яко Иисус Амалика, плотския страсти, и гаваониты, лестныя помыслы, присно побеждающи. [Восстань и побеждай плотские страсти, как Иисус Амалика, всегда побеждая и гаваонитян — обольстительные помыслы.](Исх. 17, 8. Нав. 8, 21)
Снова перед нами уже встречавшийся в чтениях вторника Иисус Навин. Но сюжет уже более подробный, чем в прошлый раз:
Библейская энциклопедия: Иисус Навин — предводитель израильтян на пути в землю обетованную во время исхода из Египта. После смерти пророка Моисея возглавил священную войну израильтян против нечестивых языческих племён, населявших Палестину. Амалик или амаликитяне — народность, с древних времён занимавшая земли между Синайским полуостровом и юго-западной частью Палестины, до границ Египта и Аравии. Амаликитяне напали на израильтян во время их исхода из Египта. Между ними произошло сражение, в котором израильтянам помогла победить молитва пророка Моисея. Когда Моисей поднимал руки в молитве, евреи побеждали, а когда его руки (а вместе с ними и молитва) ослабевали, верх брали амаликитяне. Воздетые крестообразно руки Моисея являются прообразом побеждающего Креста Господня (Исх. 17:8-16).
Гаваониты — жители палестинского языческого города Гаваона, который Господь повелел уничтожить израильтянам под предводительством Иисуса Навина за беззакония. Узнав об этом грозном повелении, хитрые гаваонитяне пришли в израильский стан под видом нищих странников из далёких земель и заставили израильтян поклясться Богом, что те их не тронут. Когда евреи узнали, что на самом деле эти люди — жители Гаваона, то уже не могли причинить им вреда, так как дали клятву. Израильтяне оставили гаваонитян в стане в качестве слуг — заставили их носить воду и колоть дрова.
Св.Андрей сравнивает эти два языческих народа, первых — с плотскими страстями, вторых — с помыслами обольстительными и призывает нас подобно Иисуса Навину побеждать их.
Прейди, времене текущее естество, яко прежде ковчег, и земли оныя буди во одержании обетования, душе, Бог повелевает. [Душа, Бог повелевает: перейди, как некогда ковчег Иордан, текущее по своему существу время и сделайся обладательницею обещанной земли.](Нав. 3, 17)
Здесь вспоминается чудесный переход израильтянами Иордана «как по суху» при вступлении в землю обетованную. После того, как священники внесли ковчег завета на середину реки, её воды остановились. Образ безбоязненого ведения мысленной невидимой брани с полным упованием на Господа, Который «идеже хочет, побеждает естества чин» (Догматик 7 гласа).
Яко спасл еси Петра, возопивша спаси, предварив мя, Спасе, от зверя избави, простер Твою руку, и возведи из глубины греховныя. [Подобно тому как Ты спас Петра, воззвавшего, поспеши, Спаситель, спасти и меня, избавь меня от чудовища, простерши Свою руку, и выведи из глубины греха.](Мф. 14, 31)
Вновь «провещевает» нам св.Андрей про Петра возглас – и призывает не забывать призывать во всем Господа на помощь, не обманывать себя помыслами, что, дескать, по пустякам Его беспокоить, всегда помнить «Петров глас».
Пристанище Тя вем утишное, Владыко, Владыко Христе, но от незаходимых глубин греха и отчаяния мя, предварив, избави. [Тихое пристанище вижу в Тебе, Владыка, Владыка Христе, поспеши же избавить меня от непроходимых глубин греха и отчаяния.]
Еще один образ Спасителя – Тихое Пристанище, знакомый нам по Его словам: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11,28).
Песнь 7
Манассиева собрала еси согрешения изволением, поставльши яко мерзости страсти и умноживши, душе, негодования, но того покаянию ревнующи тепле, стяжи умиление. [Ты, душа, добровольно вместила преступления Манассии, поставив вместо идолов страсти и умножив мерзости; но усердно подражай и его покаянию с чувством умиления.](4 Цар. 21, 1-2)
Библейская энциклопедия: Манассия — царь Иудеи (695-642 гг. до н.э.). Воцарился в возрасте 12 лет и правил 55 лет. Сын благочестивого царя Езекии. Отличался особым нечестием, был идолопоклонником и склонял к идолопоклонству весь еврейский народ (4 Цар. 21:1-18). Он «проводил своих сыновей через огонь», то есть сжигал их заживо в жертву Молоху, а также установил в храме Божием идол Астарты. Кроме того, Манассия пролил много невинной крови. Следствием греха, который посеял среди иудеев Манассия, стал вавилонский плен народа. В конце своего жестокого правления был взят в плен захватившими Иерусалим ассирийцами, которые увели его в цепях в Вавилон. Во время продолжительных лет плена царь Манассия покаялся в своих злодеяниях. После ассирийцы разрешили ему вернуться в Иерусалим, где он окончил свои дни, не возвращаясь к прежним беззакониям (2 Пар. 32:33 — 33:23). Плодом покаяния Манассии стала молитва, которая приводится в конце 2 книги Паралипоменон (2 книги Хроник).
Ахаавовым поревновала еси сквернам, душе моя, увы мне, была еси плотских скверн пребывалище и сосуд срамлен страстей, но из глубины твоея воздохни и глаголи Богу грехи твоя. [Ты подражала Ахаву в мерзостях, душа моя; увы, ты сделалась жилищем плотских нечистот и постыдным сосудом страстей; но воздохни из глубины своей и поведай Богу грехи свои.] (З Цар. 16, 30)
Библейская энциклопедия: Ахаав (Ахав) — царь Израильского царства (873-852 гг. до н.э.). После брака с Иезавелью, дочерью сидонского царя-язычника, ввёл в Израиле культ Ваала и Астарты и воздвиг гонение на пророков Божиих. Одним из немногих выживших пророков стал Илия. Карой за беззаконие Ахава и идолопоклонство народа стала засуха и осада израильских городов сирийцами. Желая обратить Ахава к покаянию, Господь чудесным образом даровал победу Ахаву над многотысячным сирийским войском. Но, приписав победу себе и возгордившись, Ахав вступил в открытую войну с Сирией, в которой без помощи Божией потерпел поражение и был убит стрелой, пущенной наугад одним из сирийских воинов (3 Цар. 16:28-22:40).
Заключися тебе небо, душе, и глад Божий постиже тя, егда Илии Фесвитянина, якоже Ахаав, не покорися словесем иногда, но Сараффии уподобився, напитай пророчу душу. [Заключилось небо для тебя, душа, и голод от Бога послан на тебя, как некогда на Ахава за то, что он не послушал слов Илии Фесфитянина; но ты подражай вдове Сарептской, напитай душу пророка.](З Цар. 17, 8-9)
Библейская энциклопедия: Илия Фесвитянин («мой Бог — Яхве») — Илия пророк, был родом из города Фисвы в Израильском царстве. Проповедовал в Израиле в эпоху жестоких гонений от нечестивого царя Ахава и его супруги Иезавели. В наказание за идолопоклонство в Израиле началась засуха, которая закончилась только после молитвы пророка Илии. Илия был вознесён Богом на Небо в пламенной колеснице (3 Цар. 16:28 — 4 Цар. 2:15).
Сараффия — жительница Сарепты (Царфат), города на юге современного Ливана, вдова, которая приютила пророка Илию и в дни голода поделилась с ним последним, что у неё было. За это мука в кадке и масло в кувшине у вдовы чудесным образом не кончались, а когда внезапно заболел и умер её сын, пророк Илия воскресил его (3 Цар. 17:9-24).
Попали Илиа иногда дващи пятьдесят Иезавелиных, егда студныя пророки погуби, во обличение Ахаавово, но бегай подражания двою, душе, и укрепляйся. [Илия попалил некогда дважды по пятьдесят служителей Иезавели, когда истреблял гнусных пророков ее в обличение Ахава; но ты, душа, избегай подражания обоим им и крепись в воздержании.](4 Цар. 1, 10-15)
Библейская энциклопедия: Иезавель — супруга нечестивого царя Ахава, дочь царя сидонского. С собой из Сидона она привезла культ Ваала и Астарты и жрецов этих идолов. Вместе с царём Ахавом Иезавель была жестокой преследовательницей пророков. После казни Ахавом многих пророков Божиих Илия перед всем народом доказал, что ложными являются пророки Ваала, а не Божии. Он молитвой низвёл с Неба огонь на жертву, тогда как языческие жрецы Иезавели этого сделать не смогли. Тогда народ схватил 850 языческих жрецов, которых казнил пророк Илия. (3 Цар. 18:17-40). После смерти Ахава пятьдесят воинов Иезавели пришли схватить пророка Илию за то, что он обличал нового царя — её сына Охозию — в идолопоклонстве. Пророк Илия своей молитвой низвёл на них огонь с Неба и попалил их. Это не устрашило царя Охозию, и он снова послал пятьдесят воинов, которых ожидала та же участь(4 Цар. 1). Охозию и Иезавель, как и Ахава, в наказание за беззакония ожидала преждевременная смерть. Охозия выпал из окна и умер спустя два года после воцарения, его мать Иезавель выбросили из окна заговорщики и оставили её тело на улице на растерзание псам.
Песнь 8
Правосуде Спасе, помилуй и избави мя огня и прещения, еже имам на суде праведно претерпети; ослаби ми прежде конца добродетелию и покаянием. [Правосудный Спаситель, помилуй и избавь меня от огня и наказания, которому я должен справедливо подвергнуться на суде; прости меня прежде кончины, дав мне добродетель и покаяние.]
Св.Андрей напоминает нам о совете многих свв.отцов иметь не просто память смертную перед собой всегда, но помнить о Страшном Суде и о том, какой ответ нам предстоить дать. Не случайно в ектениях (краткой сути молений христианина) просьба о помиловании и «добром ответе на страшном судиши Твоем» звучит на каждом богослужении.
Яко разбойник вопию Ти: помяни мя; яко Петр, плачу горце: ослаби ми, Спасе; зову, яко мытарь, слезю, яко блудница; приими мое рыдание, якоже иногда хананеино. [Как разбойник взываю к Тебе: вспомни меня; как Петр, горько плачу, Спаситель; как мытарь, издаю вопль: будь милостив ко мне; проливаю слезы, как блудница; прими мое рыдание, как некогда от жены Хананейской.](Лк. 7, 37-38; 18, 13; 23, 42; 22, 62. Мф. 15, 22)
К уже упоминавшимся образам покаяния и мольбы добавляется плач хананейки или сирофиникиянки, которая, несмотря на то, что была язычницей, умолила Христа исцелить её дочь (Мк. 7:24-30). О ней речь пойдет и в последнем стихе.
Гноение, Спасе, исцели смиренныя моея души, Едине Врачу, пластырь мне наложи, и елей, и вино, дела покаяния, умиление со слезами. [Один Врач — Спаситель, исцели гниение моей смиренной души; приложи мне пластырь, елей и вино — дела покаяния, умиление со слезами.]
Св.Андрей призывает просит лекарство от греха у Небесного ГлавВрача – дела покаяния и моления слезного.
Хананею и аз подражая, помилуй мя, вопию, Сыне Давидов; касаюся края ризы, яко кровоточивая, плачу, яко Марфа и Мария над Лазарем. [Подражая жене Хананейской, и я взываю к Сыну Давидову: помилуй меня; касаюсь одежды Его, как кровоточивая, плачу, как Марфа и Мария над Лазарем.](Мф. 9, 20; 15, 22. Ин. 11, 33)
Слезы Марфы и Марии на другом Христа Лазарем в Евангелии приводятся в сравнении со слезами других евреев – они были искренними. Именно такие слезы способны перевепнуть душу и очистить ее от прежних пристрастий.
Песнь 9
Недуги исцеляя, нищим благовествоваше Христос Слово, вредныя уврачева, с мытари ядяше, со грешники беседоваше, Иаировы дщере душу предумершую возврати осязанием руки.
Иаир — начальник синагоги в Капернауме, дочь которого воскресил Спаситель (Мк. 5:22-43).
Мытарь спасашеся, и блудница целомудрствоваше, и фарисей, хваляся, осуждашеся. Ов убо, очисти мя; ова же, помилуй мя; сей же величашеся вопия: Боже, благодарю Тя, и прочыя безумныя глаголы. [Мытарь спасся и блудница сделалась целомудренною, а гордый фарисей подвергся осуждению, ибо первый взывал: «Будь милостив ко мне»; другая: «Помилуй меня»; а последний тщеславно возглашал: «Боже, благодарю Тебя…» и прочие безумные речи.](Лк. 7, 46-47; 18, 14)
Знакомые образы, не ставшие от этого менее важными.
Закхей мытарь бе, но обаче спасашеся, и фарисей Симон соблажняшеся, и блудница приимаше оставительная разрешения от Имущаго крепость оставляти грехи, юже, душе, потщися подражати. [Закхей был мытарь, однако спасся; Симон фарисей соблазнялся, а блудница получила решительное прощение от Имеющего власть отпускать грехи; спеши, душа, и ты подражать ей.] (Лк. 7, 39; 19, 9. Ин. 8, 3-11)
Св.Андрей продолжает тему, но уже с конкретными именами о важности самоуничижения и последствиях самовозвышения.
Библейская энциклопедия: Закхей — сборщик подати в городе Иерихоне, через который проходил Спаситель. Закхей так желал видеть Христа, что переступил через свою гордость и полез на дерево, чтобы за окружавшей Спасителя толпой разглядеть Его. Но Господь обернулся к Закхею и, назвав его по имени, сказал, что остановится в его доме. Корыстолюбивый Закхей покаялся и половину своего имения раздал нищим (Лк. 19:1-10).
Симон — фарисей, пригласивший Христа обедать к себе и осудивший Его за то, что Он позволяет прикасаться к себе грешнице — кающейся женщине, которая возлила на ноги Иисуса миро и отёрла своими волосами. В ответ Господь укорил фарисея, вопреки восточному закону гостеприимства, не помазавшего головы Спасителя елеем и не омывшего Его ноги, и сказал: «Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7:36-50).
Блуднице, о окаянная душе моя, не поревновала еси, яже приимши мира алавастр, со слезами мазаше нозе Спасове, отре же власы, древних согрешений рукописание Раздирающаго ея. [Бедная душа моя, ты не подражала блуднице, которая, взяв сосуд с миром, мазала со слезами и отирала волосами ноги Спасителя, разорвавшего запись прежних ее прегрешений.](Лк. 7, 37-38)
Грады, имже даде Христос благовестие, душе моя, уведала еси, како прокляти быша. Убойся указания, да не будеши якоже оны, ихже содомляном Владыка уподобив, даже до ада осуди. [Ты знаешь, душа моя, как прокляты города, которым Христос благовестил Евангелие; страшись этого примера, чтобы и тебе не быть, как они, ибо Владыка, уподобив их содомлянам, присудил их к аду.](Лк. 10, 12-15)
Упоминаются древние города, проклятые Господом Иисусом Христом (Вифсаида, Капернаум и Хоразин). Это три города, в которых Он начал проповедовать и учить, но жители которых не внемли Его словам, не приняли Его учения. Их теперь нет. И нас в раю не будет, если пойдем по их пути. Равно как и по пути уже воспоминавшихся содомлян.
Да не горшая, о душе моя, явишися отчаянием, хананеи веру слышавшая, еяже дщи словом Божиим исцелися; Сыне Давидов, спаси и мене, воззови из глубины сердца, якоже она Христу. [Не окажись, душа моя, по отчаянию хуже хананеянки, слышавшей о вере, по которой Божиим словом исцелена дочь ее; взывай, как она, Христу из глубины сердца: «Сын Давидов, спаси и меня».](Мф. 15, 22)
Из глубины души, как хананейка, воззовем Тебе, Господи, о помиловании нашем!