Сегодня Вашему вниманию мы предлагаем понять основные мысли и настроения третьего псалма. По мнению отцов Церкви в нем пророчески звучит глас Спасителя к Богу Отцу во время Его Крестных страданий. Не случайно он выбран первым псалмом Шестопсалмия – образа стояния христианина на Страшном Суде, потому что выражает полное упование на Господа.
Псалом 3
В начале третьего псалма имеется такое надписание о том, что псалом сложен в сложное для царя Давида время, когда ему пришлось убегать от своего сына Авессалома. Краткую историю жизни псалмопевца святого царя Давида можно прочитать в отдельной статье на нашем сайте. По попущению Божию, вера и терпение царя Давида были испытываемы многократными нападениями на него со стороны многочисленных врагов. В число врагов его вступили Ахитофел, один из ближайших советников его, и даже один из его сыновей Авессалом, задумавший воцариться вместо Давида (также об этом повествуется в во Второй книге Царств (2 Цар. 15:6,12). Поэтому первый стих псалма звучит так:
Пс.3:2 Господи, что ся умножиша стужающии ми; мнози востают на мя.
По переводу с еврейского: «Господи! как много у меня врагов!» Пророк Давид в этом случае предызобразил собой уничиженное состояние на земле Господа Иисуса Христа, Которого также окружало множество врагов. Давид любил сына своего Авессалома и просил военачальников своих сохранить жизнь его, в случае поражения его войска, и горько потом плакал он о сыне своем, когда узнал о его смерти. Так и Иисус Христос плакал о погибели врагов Своих и молился за них.
Царь Давид разумеет не одних внешних, видимых врагов своих, стужающих ему, т.е. постоянно угнетающих его, но и врагов внутренних:
— собственная плоть постоянно воюющая против закона совести и разума,
— грешный мир, во зле лежащий,
— люди, вводящие в соблазн и искушения,
— исконный враг нашего спасения дьявол, постоянно искушающий и ищущий нашей погибели.
Все эти враги Давида старались возбудить в душе его помыслы отчаяния в милости Божией, чтобы вернее погубить его. Потому он и говорит в молитве Богу: «Многие говорят душе моей: напрасно он надеется на помощь Божию; нет ему спасения от Бога». Так и нечестивые иудеи, ругаясь Христу, распятому на кресте, говорили: «Упова на Бога: да избавит ныне Его, аще хощет Ему» (Мф. 27:43).
Но псалмопевец являет нам свою твердую веру и упование на Бога и Его милость и заступление. Он выражает это здесь словами о вознесении его головы, что означало у евреев состояние радости и веселия духа, как и наоборот, наклонение главы и посупление лица был знак печали и сетования.
Пс.3:5 Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея.
Под горою святою разумеет здесь псалмопевец те места особого невидимого присутствия Божия, какие в его время особенно свято чтились иудеями. Это, во-первых, храм, или тогдашняя скиния Божия, находившаяся на горе Сион, и, во-вторых, небо, «небесный Иерусалим» (Евр. 12:22).
Пс.3:7 «Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя».
Обратите внимание, на слово «тем». Это не опечатка («не убоюсь тех людей»). Тмами на славянском языке выражается многочисленное собрание или великое множество людей, точнее — десятки тысяч. Этот образ показывает, насколько святой царь Давид уповал на Бога и продолжает тему предыдущих псалмов – один страх должен быть ведом человеку – Страх Божий. По учению св.Феофана Затворника он составляет одну из существенных черт духа в человеке наряду с совестью и жаждой Бога.
Пс.3:8: «Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой: яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе, зубы грешников сокрушил еси».
Слово «воскресни» (или позже в других псалмах это будет звучать – «восстань») употреблено здесь не в прямом смысле воскресения из мертвых, а в переносном. Господь называется воскресающим или восстающим от сна, когда приходит нам на помощь, и, наоборот, называется спящим, когда не приходит или не оказывает Своей помощи. Под зубами грешников разумеется крепость или сила согрешающих против Давида, или злословие их и хулы. Поэтому сокрушать зубы грешников — значит лишать их крепости, силы, уничтожать их клеветы. Псалмопевец просит, чтобы Бог поразил и отнял у них силу и возможность вредить ему.
Завершается псалом опять выражением уверенности в помощи Божией.
«Воззовем и все мы, христиане, воззовем по примеру псалмопевца: к Тебе, Господи, взываю всем сердцем моим. Боже, услыши мя, упование всех концев земли и странствующих далече. Запрети всем нечистым духам, да бегут от лица раба Твоего, Приими оружие и щит и восстани в помощь мою. Рцы душе моей: спасение твое есмь Аз. Да отступит от души моей дух боязни, дух уныния, дух гордыни и всякой злобы, да угаснет в ней всякое разжжение, производимое действием диавольским; да просветится дух мой, душа и тело светом видения Твоего, да пришедши в меру возраста, в век века, с ангелами и со всеми благоугодившими Тебе, прославлю всечестное и поклоняемое имя Твое, Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).
Источник: протоиерей Григорий Иванович Разумовский. Объяснение Священной книги псалмов