Не правда ли, часто приходится слышать этот вопрос? Ответить на него мы попросили архимандрита Платона (Игумнова), профессора Московской духовной академии, магистра богословия.
Блудный сын
Созданный по образу и подобию Божьему, человек изначально является носителем истинного богоподобия, но его высокое царственное достоинство находится после изгнания Адама из рая под знаком морального и физического унижения; человек жалок в своей физической обреченности и в своей моральной подверженности страстям.
Каждый потомок ветхого Адама, в силу того, что он не приобщен и не освящен Божественной благодатью, есть по своему состоянию блудный сын. Описанное в Евангелии от Луки обращение блудного сына есть образ обретения человеком истинной религиозности, актуально воплощенной через вступление человека в благодатный союз с Богом.
Евангельская притча о блудном сыне содержит глубокий и ясный ответ на предложенный в заглавии вопрос. Блудному сыну, вспомнившему в горестных обстоятельствах своего отца, вовсе не достаточно было иметь отца «в душе», – несчастному молодому человеку, чтобы избежать неминуемой гибели от голода, было необходимо пойти в дом отца своего.
Только в доме могла произойти встреча с отцом, только в доме он мог оказаться в восторженных и сердечных отеческих объятиях, и только в доме, являющемся символическим обозначением храма, он мог облечься в новую одежду – символ крещения, получить драгоценный перстень – символ миропомазания и стать участником торжественной праздничной трапезы – символ Божественной евхаристии.
Каждый человек, чтобы избежать вечной духовной погибели, чтобы облечься в потерянное прежнее богоподобное достоинство, чтобы в постоянном духовном обновлении украшаться драгоценными добродетелями, чтобы иметь во Христе общение с Отцом в благодати Святого Духа, чтобы быть наследником воскресения и вечной жизни, должен обязательно находиться в спасительной и живоносной ограде Церкви, в доме Бога Живого, то есть должен всегда ходить в храм Божий.
Храм в домостроительстве человеческого спасения
Ветхозаветный Иерусалимский храм преобразовал Церковь Нового Завета, в которую должны войти все народы для поклонения Богу в духе и истине (Ин. 4:24). В Священном Писании Нового Завета тема храма нашла наиболее яркое освещение в Евангелии от Луки.
Благовестие от Луки начинается с описания знакового события, совершившегося в храме Иерусалимском, а именно с описания явления архангела Гавриила старцу Захарии. Упоминание об архангеле Гаврииле ассоциируется с пророчеством Даниила о семидесяти седминах, то есть с числом 490. Это значит, что пройдет 490 дней, включающих 6 месяцев до Благовещения Деве Марии, 9 месяцев до Рождества Христова, то есть 15 месяцев, равняющихся 450 дням, и 40 дней до Сретения Господня, и в этом же самом храме явится обетованный пророками Мессия Христос, Спаситель мира.
В Евангелии от Луки Симеон Богоприимец в Иерусалимском храме возвещает миру «свет к просвещению язычников» (Лк. 2:32), то есть свет к просвещению народов. Здесь же – Анна пророчица, вдова 84 лет, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37), и которая явила в своей богоугодной жизни светлый прообраз многих православных русских старушек, носительниц подлинного церковного благочестия на общем мрачном фоне слепого религиозного отступления в условиях жесткого богоборческого режима.
В Евангелии от Луки мы находим единственное во всём каноне Нового Завета свидетельство о детстве Господа Иисуса Христа. Это драгоценное свидетельство евангелиста Луки имеет своим предметом событие, происходившее в храме. Святой Лука повествует, что каждый год Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на праздник Пасхи и что однажды 12-летний Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Мария на третий день «нашли Его в храме, сидящего посреди учителей» (Лк. 2:46).
В ответ на их недоумение Божественный Отрок произнес исполненные непостижимого смысла таинственные слова: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Евангелие от Луки заканчивается описанием Вознесения Христова на небо и возвращением апостолов в Иерусалим с указанием на то обстоятельство, что они «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:53).
Тема храма имеет свое продолжение в книге Деяний святых апостолов, которая начинается с описания Вознесения Христа Спасителя и Сошествия Святого Духа на учеников Христовых с указанием на то, что «все… верующие были вместе… и каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2:44-46). Свидетельство книги Деяний ценно в том отношении, что относится к освещению исторического аспекта бытия Церкви Христовой. В Новом Завете храм является сосредоточием, видимым проявлением и конкретным обнаружением жизни Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, актуальным воплощением соборного религиозного опыта народа Божия.
Бог сотворил человека с присущей ему способностью к трансценденции, определяющей символический характер его духовной деятельности, которая распространяется на область его религиозной жизни и на другие области его символической деятельности – искусство и науку. В религиозной жизни храм является необходимой институциональной формой символической деятельности человека, подобно тому, как в сфере искусства такой институциональной формой являются театр и музей, а в сфере науки – школа и университет.
Реализуя себя в сфере религиозной жизни как в одной из сфер символической деятельности через свою причастность к соборному религиозному опыту всего собрания народа Божия в храме, человек становится способным преодолевать инертность и косность природного, стихийного начала своего бытия и восходить в область трансцендентного смысла и высших духовных ценностей.
Подготовила Мария Строганова
Источник: статья
[sc:social_networks ]