Четвертый псалом (чаще всего у евреев певшийся как благодарственная песнь Богу после испытаний, поэтому и в надписании о нем говорится – «в песнех»), для нас важен тем, что напоминает нам о значении отречения от всего мiрского, ежедневного вечернего исповедания грехов, стремления пребывать во «свете Христовом».

  В первых стихах святой царь Давид, которому Господь часто посылал жизненные испытания (как он говорит в начале этого псалма — «в скорби распространил мя еси», всегда знал, что делать при состоянии туги (сердечной тяжести, тесноты от переживаемых несчастий) — взывать к Богу.

Пс.4:3: Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи?
  Далее псалмопевец обращается к тем, кого уже упоминал в предыдущих псалмах, и не раз еще вспомнит. Сыны человеческие. Люди века сего (от века сего), мiра сего (в текстах на церковно-славянском языке слова мир и мiр четко разделяются: мир (покой, тишина, благость) Божий и мiр земной с его «правдами» и утехами). Кого называют в псалме сынами человеческими? Людей, живущих порочно, склонных ко злу, привязанных к земному, наполненных сладострастием, привычкой к удобному, приятному: таков именно человек плотской. Не мы ли это с вами? От этих земных привязанностей тяжелеет сердце, и мы становимся тяжкосердными, нескорыми на отклик душевной теплоты. Суета земных пристрастий переполняет сердца, манит и тянет ко лжи – всему, что не от Бога. Суета не раз будет темой псалмов. Не случайно святой царь и пророк Давид уделяет этой теме особое внимание. Это одно из главных препятствий на пути нашего спасения. Именно суета, прикрывшись якобы неотложными делами и событиями, зачастую не дает нам выкроить время для души, духовного делания. На бегу, редко сосредоточившись, читаем мы слова молитв как некую обязанность. И так изо дня в день. И если с этим не бороться всеми силами души, то суета (и стоящий за ней мiр) в итоге могут и победить.

Пс.4:5  Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся.
  Псалмопевец допускает гнев как естественное страстное возбуждение, особенно когда негодование возбуждается против греха; но отвергает несправедливый гнев и безрассудное продолжительное негодование. А потому увещевает, чтобы не согрешали злобою, не воздавали бы зла за зло, а старались бы побеждать его добром, размышлять о причинах и последствиях гнева хотя бы вечером перед сном. Тогда гнев и греховная раздражительность пройдут, и сердце успокоится. Повторяя это псаломское предостережение от гнева, и апостол Павел наставлял ефесских христиан так: «Гневайтеся и не согрешайте: солнце да не зайдет в гневе вашем» (Еф. 4:26).
  Здесь мы видим совет псалмопевца для нас – ежедневный, простой и одновременной очень трудный этой своей обязательностью: когда ты отходишь ко сну, когда готовишься лечь на постель, когда в отсутствии всех наступает великое спокойствие, когда никто не беспокоит и бывает глубокая тишина, ты начинай суд совести, требуй от нее отчета, и какие имел в течение дня порочные дела и помыслы, суди себя, наказывай согрешающую душу. Таков смысл слова: «умилитеся». Если это будет ежедневным трудом, тогда в следующий день ты будешь не так скор на подобные предприятия.

Пс.4:6  Пожрите жертву правды и уповайте на Господа.
  Но к предостережению от несправедливого греховного гнева псалмопевец присовокупляет наставление о праведности: пожрите жертву правды, т.е. не надейтесь на искупление греха от несправедливого гнева каким-то жертвоприношением, а делайте правду, добрые дела творите, приобретайте праведность и ее приносите в жертву Богу, и ко всему этому присоедините надежду на Бога, что и добрые дела не вознесут нас в наших глазах и не будут тщетными пред Богом.
  Вместе с правдою пророк требует от нас и этой добродетели – быть уверенным в Боге, надеяться на Него, не полагаться ни на что житейское, но, отрешая себя от всего подобного, к Нему прилепляться мыслью.

Пс.4:7  Мнози глаголют: кто явит нам благая? знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.
  Еще одну важную тему поднимает царь Давид. Свет назнаменованный, т.е. напечатленный и начертанный на Лице Спасителя. Светом он называет здесь покровительство, попечение, содействие, промышление Бога о нас, нашем спасении. Не случайно эти строки неоднократно звучат в церковном богослужении: Яви нам свет лица  Твоего, Господи! Свет благости и милости!
  — Кондак праздника Богоявления: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой,  Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси, и явился еси, свет неприступный».
  — Причастны праздника Крестовоздвижения и недели Крестопоклонной: «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи».

Пс.4:8  Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася.
  Три основных питательных блага от Господа — пшеница, вино и елей (именно они используются в богослужении). Под ними разумеются и другие блага, что звучит в церковных молитвах на литии при освящении хлебов, пшеницы, вина и елея в канун больших праздников. В молитве на освящении этих даров содержится прошение о ниспослании Богом земных даров, чтобы через их вкушение верующие люди были освящены духовно. Хлебы, вино и елей на литии являются символами основных земных средств существования человека и небесных, духовных даров, которыми Господь питает человеческие души. Эти земные дары, представляя собою своеобразное жертвоприношение, свидетельствуют о том, что все земные и духовные дарования и блага, какими пользуются люди, суть дары, исходящие от Бога. И трисвечник в виде древесных ветвей с листьями знаменует собою древо жизни, от которого верующие вкушают плоды вечной жизни, а круглая форма основания прибора и блюда для положения хлебов напоминают о вечности благодатных даров Божиих. Три горящих свечи знаменуют несозданный свет Триединого Божества, Даятеля всяческих благ. Все это напоминает о щедротах Божиих, изливающихся на весь мир, и духовно как бы предуготовляет всех верующих к восприятию грядущего таинства Евхаристии.
Пс.4:9  В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.
  В этом последнем стихе псалма пророк еще раз выражает уверенность в том, что он, всегда находясь под неусыпным покровительством над ним Промысла Божия, может быть всегда спокойным, и в бодрственном состоянии, и во сне. И не просто это выражает, а опять в виде молитвенного обращения к Богу, как бы так говорит я, Господи, на Тебя надеюсь, и Ты, утвердив меня в этой надежде, сохраняешь меня в мире.
  Таким образом, все содержание 4-го псалма может служить наставительным уроком о высоком достоинстве упования на Бога и всецелой преданности в волю Божию и важности отречения от мiра: «Отрекшимся от мiра и от суетных дел его, возненавидевшим похоти его и гнушающимся утехами его, в Евангелии спасения дано обетование воздаяния — непреходящий чертог и нескончаемая жизнь, …их горнее Царство. Тела свои соделали они храмом Духа Святого, строгостью жизни препобедили похоти, несли иго тяжких трудов, из любви к Господу своему презирали жизнь свою. Христос взывает к ним, говоря: приидите, потрудившиеся во имя Мое, войдите в чертог, из которого никогда не выйдут званные» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).

Источники:
протоиерей Григорий Иванович Разумовский. Объяснение Священной книги псалмов

Святитель Иоанн Златоуст — Беседы на псалмы

Навигация по новостям