Сегодня мы говорим о пятом псалме, повествующем об участи (уделе или наследии) праведников и нечестивых, а также о том, какая молитва бывает услышана Богом. Молитвенные слова этого псалма пророка и царя Давида мы ежедневно слышим в церковном богослужении: ими начинается первый из трех псалмов одной из вечерних служб — первого часа, читаемого после Утрени или Всенощного бдения.  В таинственном смысле большая часть толковников видят в этом псалме молитву обуреваемой напастями благочестивой души о спасении.

Псалом 5 

Псалом надписан как «о наследствующем». Святой Афанасий Великий под этим подразумевает боголюбивую душу или Церковь. Что же она наследует? – Обители Царства Небесного, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» (1Кор.2:9).

Пятый псалом продолжает одну из ключевых тем всей Псалтири – судьба человека верующего и отвергающего Бога. Так или иначе, каждый псалом связан с этой темой. Предыдущие четыре псалма уже разделили людей на две группы. Давайте немного вспомним:

люди Божии (в тексте Твои, потому святой Давид обращается к Богу), на ком благословение Божие (Пс.3,9);

праведные или праведники (в ком есть правда Божия, «в законе Бога их воля и в нем они поучаются») (Пс.1, 2 и 6);

преподобные (Пс.4,4).

нечестивые, губители (Пс.1,1);

грешные (Пс.3,8);

сыны человеческие (Пс.4,3), любящие суету и ищущие ложное в своей жизни (лжу), «поучишася тщетным» (Пс.2,1) — не тому, что хотел бы от человека и заповедал ему Господь (Пс.4,4);

тяжкосердии (Пс.4,3).

Пятый псалом продолжает: Богу ненавистны в людях беззаконие, лукавство («лукавнуяй» (Пс.5,5), несправедливость, ложь («нет в устах их истины, глаголют лжу» (Пс.5,10), зависть, коварство.  Вот как это звучит в этом псалме: «сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху» (Пс.5,10).

Пс.5:2-3  Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи.

Здесь мы остановимся на словах, которые часто будут звучать и в других псалмах.   Глагол  означает речь, слово, а в молитве — слова, то есть  глаголы моя  — это слова молитвы моей. Внуши — «возьми» в уши (так звучит усиленная просьба выслушать). Разумей звание значит «познай мой вопль, пойми, в чем состоит моя нужда». Вонми гласу моления моего, т.е. «вникни, обрати особое внимание на мою просьбу». Святая Церковь ставит слова пророка Давида всем христианам в качестве примера и образца покаяния и молитвы. Все мы молимся Богу, но каков плод нашей молитвы? Слышит ли Господь ее? Внемлет ли ее словам?

Не слышит Господь Бог молитву:

— когда молящийся развлекается мыслями в молитве (разбегаются в разные стороны);

— если не сознаем своих слов или не понимаем того, о чем молимся;

— когда молимся с бессердечием и холодностью, так что молитва не может взойти горе

Не разумеет Бог просящего (не выполняет просьбы):

— когда не знаем сами, чего просим или нет силы прошения – тщания в молитве);

— когда просим неполезного для своей души;

— когда мы недостойны того, чтобы быть услышанными (по недостатку смирения, по сотворении греха и отсутствии сокрушения о нем).

Вот о чем напоминают слова молитвы св.царя Давида.

Пс.5:4  Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя.

У евреев было освящено обычаем три раза в день вставать на молитву: утром, в полдень и вечером (Дан. 6:10, 13). Поэтому и св.Давид, считавший молитву самой главной и первейшею обязанностью своей к Богу, говорит: заутра, т.е. прежде нежели приступлю к какому-либо делу и прежде чем возглаголю что-либо и к кому-либо, т.е. прежде чем развлекутся мои мысли житейскими заботами,  предстану пред Тобою, Господи. «Великой похвалой усердию» называет эту привычку святой Афанасий Великий!

Пс.5:8   Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем.

Продолжая молитвенную беседу, пророк говорит о том, что продолжит разговор с Богом в Его святом храме (в то время — скиния Божию, где хранился Ковчег Завета и которая до построения храма при Соломоне, сыне Давида, заменяла его и называлась также храмом (1 Цар. 1:9). И снова нам образец: зайду туда с поклоном и в страхе Божием – в благоговении пред Богом.

Пс.5:9-10   Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой…

Здесь как бы звучит текст самой молитвы в храме: пошли мне благодать Твою, чтобы руководила и наставляла меня на стезю правды Твоей и помогала мне исполнять заповеди Твои и чрез то избегать всех грехов, столь ненавистных Тебе. И что интересно, святой Давид просит сделать это еще и ради своих врагов: может, одумаются?!

Пс.5:11  Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих; по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи.

А если нет (не одумаются), то пророк просит суда Божия на нечестивых: осуди их праведным судом Твоим, по их достоинству и по заслугам; не дай успеха их коварным и злобным замыслам. Изрини их — отвергни их наследия вечных благ, уготованных любящим Тебя праведникам.

Пс.5:12-13  И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

В этих заключительных словах псалма пророк высказывает причину вечной радости праведников, которая состоит в благоволении к ним Бога. Его благоволение служит им вместо оружия; они как бы венцом украшаются им. Венец этот сплетается из милости, правды, благодати и славы.

Из содержания сего псалма можно усмотреть различные движения и действия природы и благодати в сердцах человеческих. Все ищут добра и все представляют себе в делах или словах своих что-либо доброе — оттого под видом добра многие и обманываются. Природа работает для плоти и плотскими стремлениями и наслаждениями утешается; а благодать действует для возвышения свободы духа. Между законами плоти и духа происходит непрестанная борьба: чего один хочет, от того другой отвращается. Вот как об этом учит святитель Тихон Задонский. «Плоть хочет — говорит он, — гордиться, величаться, превозноситься, но дух — смиренно мудрствовать. Плоть хочет в славе и чести быть, дух же — вся в уметы вменять (почитать за сор). Плоть хочет упокоеваться, дух же бодрствовать, трудиться. Плоть хочет пировать, веселиться, а дух — воздерживаться, поститься, за грехи сетовать. Плоть хочет врагам своим отмщевать, а дух — любить врагов, добро творить ненавидящим. Плоть хочет чужое похищать, а дух — и свое требующим раздавать. Плоть хочет сладострастиям своим угождать, а дух — целомудрствовать. Плоть хочет во всем волю свою исполнять, а дух волю Божию. Так и в прочем — плоть и дух противятся между собою». А святитель Феофан Затворник в письмах к княгине Пелагее Лукомской, ныне известных как настольная книга христианина «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» пишет так: «Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. … духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им. Страх Божий, совесть и жажда Бога — естественный символ веры, в духе человека написанный».

Источники:

Объяснение Священной книги псалмов протоиерея Григория Разумовского

«Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» святителя Феофана Затворника

Толкования св. Афанасия Великого

Навигация по новостям